МГПУ исследовал любимые места подростков в столице Москва для подростков – город огромных возможностей. Дети в этом возрасте только начинают самостоятельно постигать мегаполис, и столица для них становится полем для досуга и новых возможностей. Что же дает город московским тинейджерам выяснили эксперты-урбанисты лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Мегаполис открывает подросткам огромные возможности для развития, образования, приобщения к культурным ценностям. Само пространство города — мощный образовательный и просветительский ресурс. Чтобы выяснить, как московские подростки осваивают городское пространство, какие стратегии используют и в чем им помогают родители и школа, научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Любовь Борусяк провела социологическое исследование, в нем участвовали более 30 учеников 7–11-х классов.
Перемещаться по городу самостоятельно дети начинают примерно с 12-13 лет. Сначала осваивают территории рядом с домом и школой, затем расширяют географию своих похождений. Легче и быстрее это делают те, у кого после школы есть занятия (музыка, спорт) – им приходится путешествовать по разным районам Москвы и взаимодействовать с ее инфраструктурой.
Нельзя сказать, что московские подростки готовы с головой погружаться в историю и культуру своего города. Скорее, они потребляют то, что лежит на поверхности. Сходили с друзьями в Парк Горького, в «Зарядье», прогулялись по Китай-городу, послушали уличных музыкантов. Кстати. именно эти места, а еще Парк Горького подростки назвали самыми любимыми. Заодно, во время прогулки. рассмотрели архитектурные памятники, нашли информацию о них в интернете. Возможно, зашли в музей. Но это – скорее, сопутствующее «окультуривание». Чаще тинейджеры бродят по городу, инфраструктура которого, особенно внутри Бульварного и Садового кольца, располагает к расслабленному времяпрепровождению, они отмечают такие локации как «Горка» и «Яма» между Маросейкой и Покровкой.
В числе же любимых музеев подростки называли «Гараж», «Флакон», «Винзавод», Третьяковскую галерею и Новую Третьяковку, Пушкинский музей, Мультимедиа Арт музей и другие места, где много интерактива и современного искусства, такие как ГЭС-2, которое совмещает пространство для тусовок и возможность «прислониться» к творчеству.
Интервью с подростками показали, что меньше всего московскую молодежь интересуют театры.
«Посещение театров менее популярно и у взрослых москвичей, — сказала руководитель исследования, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ Любовь Борусяк. – Город и архитектуру подростки чаще изучают либо с родителями, либо с друзьями во время прогулок. Что касается коллективных посещений театров с классом, то эта форма приобщения к культуре играет позитивную роль в том случае, если спектакли потом обсуждают на уроках. Чаще посещение театра большим количеством подростков дает скорее негативные результаты».
Но если в театры подростки все же ходят, хоть и изредка, то никто из респондентов, даже те, кто назвали себя людьми культурно и творчески активными, не упомянул в числе любимых городских мест библиотеки. И это несмотря на то, что в последние годы именно библиотеки стараются избавиться от стереотипного образа пыльных книгохранилищ и перековаться в современные досуговые и информационные центры.
Еще одно интересное наблюдение, которое может поставить точку в споре о том, что больше влияет на формирование личности ребенка, по крайней мере, в вопросах формирования отношения к родному городу, – семья или школа. Большинство опрошенных подростков утверждали, что информацию о городе, его истории, зданиях, интересных местах они чаще получают от родственников – родителей, дедушек и бабушек.
«Очень эмоционально участники исследования говорили о том, как в детстве они гуляли с родными по местам, где прошло детство старших членов семьи, те показывали им дом, где жили, школу, где учились, рассказывали про исторические события, которые происходили в том районе», — утверждает Любовь Борусяк.
Многие свой интерес к городу, учреждениям культуры и искусства объясняют привычкой, сформированной в детстве родителями.
При этом навык поиска информации об интересующих объектах у тинейджеров развит специфически. Большую часть знаний они находят в соцсетях. Лишь немногие подписаны на сообщества или подкасты. При этом опрошенные подростки высказывали пожелание, чтобы информация о городе и событиях «находила их сама».
Исследователи из МГПУ сделали вывод, что московские подростки любят свой город, по крайней мере, они точно к нему неравнодушны. Юные москвичи считают столицу дружелюбной. В ней есть все необходимое, чтобы удовлетворить культурные и образовательные потребности молодежи. А дефицит, на который сетуют подростки, может, скорее, свидетельствовать об их неумении искать и анализировать нужную информацию. Но это уже вопрос к семье и школе.