В апреле стартовал новый проект ГБУК «Москонцерт» — интерактивный спектакль-трансформер «Мы — дети России». Постановка проходит на крупных концертных площадках столицы.
Несмотря на разгар рабочего дня, в концертном центре «Зодчие» было многолюдно — около 250 жителей близлежащих районов собирались увидеть новый спектакль. Здесь были и школьные классы с преподавателями, и совсем юные зрители с родителями.
Москвичка Светлана Ионова пришла с шестилетней дочерью Елизаветой.
— Я узнала о премьере через социальные сети культурного центра, — рассказала Ионова. — Мы пришли, потому что интересно увидеть что-то необычное. Успела ознакомиться с темой спектакля, думаю, он будет полезен для дочки.
За полчаса до начала спектакля в фойе разыгралось отдельное представление. Двое актеров знакомили с фольклором народов России: то якутский обряд изобразят, то исполнят задорную русскую кадриль или зажигательный кавказский танец.
По словам артиста Концертного объединения по работе с детьми и юношеством Москонцерта Юрия Куркчи, таким образом легко подготовить юных зрителей к патриотичным идеям спектакля.
— С помощью игр мы постепенно погружаем их в этническую культуру, — рассказал Куркчи. — Ведь этот инструмент больше всего понятен детям. Так они смогут увидеть, насколько мы в России разнообразные и яркие.
Интермедия в фойе завершилась, и основное действие переместилось в зал. С первых минут разыгралось настоящее интерактивное представление. На сцену вышли актеры, игравшие роли отца и матери семейства, а к ним из-за закрытых дверей прибежали двое других артистов — их «дочь» и «сын», и своим появлением как будто нарушили сам спектакль. Началось общение с залом: зрители реагировали, отвечали на вопросы. Сразу поднялась насущная проблема: брат с сестрой ругались, а родители не могли их помирить. Наконец средство было найдено — интерактивное путешествие по родной стране. За час спектакля четыре члена семьи рассказали о регионах России: Поволжье, Алтае, Кавказе и Якутии. Причем главным звеном стали именно мифы коренных народов каждого из субъектов: легенда о Волге и Вазузе, о камне и дереве, об Арафе и джинне и об ангеле. В финальной сцене участвовала юная зрительница, а завершилось представление исполнением нежной песни о любви к семье и Отечеству.
По словам директора АНО «Центр развития культуры и театрального искусства «Классики», руководителя проекта и режиссера спектакля Екатерины Орловой, сценарий продуман до мелочей.
— Мы стремимся передать яркие впечатления, которые получит человек, впервые посещающий это место, — поделилась режиссер. — В каждой части мы даем географическую справку, потом посвящаем зрителей через легенду коренного народа в культуру региона. Например, расскажем о самых высоких горах Кавказа. За этим следует музыкальная часть или танец и переход в следующий. И все это в контексте путешествия одной вроде бы обычной городской семьи по просторам родины.
Склочных домочадцев не прельщает идея сидеть на диване, поэтому «родители» решают показать им страну.
— Все четверо героев равноправны, главного среди них нет. Мама Арина, папа Олег, дочка Юля и сын Саша, каждый из них — центральный персонаж в легенде одного из четырех регионов. Тем самым они и олицетворяют эти места, — рассказала режиссер.
По ее словам, идея спектакля особенно актуальна в связи с тем, что 2024-й объявлен Годом семьи.
— Мы проводим аналогию между семьей и нашей родиной в целом, — объяснила Орлова. — Какие отношения между детьми, родителями, такие и между народами страны. Ведь у всех героев разные характер, возраст, понятия, но они уживаются друг с другом, потому что всегда друг за друга горой. Кому-то больно — придут на помощь. Радостно — посмеются вместе. Так же и в стране: имея разные культурные особенности, темпераменты жителей, природные особенности, мирно живут вместе, потому что участвуют в общих делах, принимают совместные решения.
Развязка сюжета закрепляет основную мысль постановки, отметила режиссер.
— В финале мы объединяем повествование. Четыре мифа регионов сходятся в Легенде о пяти пальцах, где пятый палец олицетворяет новые территории России. Его играет зритель из зала — ребенок. Сцена показывает, как люди в разных уголках страны могут жить мирно. Кто вытянет руку первый, тот и поднимется на сцену. Дети чудесно играют, любую актерскую задачу выполняют очень хорошо, встраиваются очень органично, — рассказала Орлова.
За кулисами корреспонденту «ВМ» удалось поговорить с актером Даниилом Зайцевым. По его словам, за час представления его герой проходит трансформацию.
— Я играю роль сына, его зовут Саша. Это парень, который любит сидеть дома, не любит общаться, выходить на улицу, немного отстранен от других людей. В конце он мирится с близкими и понимает, что только вместе мы сила. Он не только учится любить родину, но еще и семью. В наших постановках мы отвечаем на вопрос: «Что на самом деле важно в жизни?» Не телефон, компьютер и диван. Имеют ценность отношения с близкими, и относиться к ним нужно по-дружески, — рассказал актер.
По его словам, преподносить зрителям непростые, возвышенные ценности — достойная задача для артиста.
— Хотя это мой первый спектакль о любви к родине, мне близка эта идея, поэтому погрузиться в нее не составило большого труда, — отметил Зайцев. — Подобных работ хочется больше.
КСТАТИ
Премьера спектакля-трансформера «Мы — Дети России» состоялась в столице 8 апреля в ДК им. Горбунова. Постановка позволяет внедрять необычный номер на каждой новой площадке, приглашая местных артистов.
В представлении 12 апреля в КЦ «Зодчие» приняли участие ведущие творческие коллективы города Москвы Детский хореографический ансамбль национальных культур «ДАНК» и Детский хореографический ансамбль Школа танцев «Сувенир». Они исполнили три народных танца: русский, который открывает спектакль, башкирский, встроенный между историей о Поволжье и Алтае, и танец якутов.