Преподаватель Московского автомобильно-дорожного колледжа Георгий Виноградов показывает главную передачу ведущего моста погрузчика

Назвался грузом, полезай в кузов!

  • Дмитрий Плотников
  • 5.02.2024

Операторы этой техники сегодня очень востребованы на самых популярных российских онлайн-площадках по подбору кадров. И спрос на таких специалистов продолжает расти день ото дня.

Убрать снег, мусор, погрузить или разгрузить различные материалы, вырыть и засыпать небольшую траншею — все сделает эта строительная машина — фронтальный погрузчик.

Такая универсальная самоходная спецтехника применяется для захвата, погрузки и транспортировки разных материалов. Также эта машина используется для выполнения карьерных и землеройных работ. А управляет ей оператор (водитель) фронтального погрузчика.

— Основным рабочим оборудованием этой техники выступает ковш, закрепленный на конце подъемной стрелы. Он может быть различной формы, в зависимости от назначения техники. Фронтальные погрузчики бывают разных размеров, от небольших моделей, предназначенных для работы в ограниченном пространстве, до мощных машин, которые могут поднимать и перемещать тяжелые грузы, — рассказывает преподаватель специальных дисциплин Московского автомобильно-дорожного колледжа имени А. А. Николаева Георгий Виноградов.

Фронтальные погрузчики оснащаются дизельными или бензиновыми двигателями. Мощность двигателя определяет грузоподъемность и производительность техники. Емкость ковша может составлять до нескольких десятков кубометров. Да и вообще, по словам эксперта, это универсальная и производительная машина, которая находит широкое применение в различных отраслях промышленности.

Например, оператор фронтального погрузчика управляет им при выполнении строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, может выполнять планировку грунта и других сыпучих материалов, разрабатывает котлованы, выполняет самостоятельно мелкий ремонт. Но что характерно, водитель в составе ремонтной бригады сам должен уметь проводить техническое обслуживание и текущий ремонт своей техники, а также быстро и качественно устранять неисправности, возникшие в процессе эксплуатации.

— К управлению фронтальным погрузчиком допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории (С, Д) с отметкой в графе «особые отметки» — водитель погрузчика. А при выполнении всех видов работ машинист должен знать: устройство, правила и инструкции по эксплуатации, техобслуживанию и текущему ремонту погрузчика, требования к качеству работ, правила планировки площадей по заданным профилям и отметкам, — говорит Георгий Виноградов.

Обязанностей у машиниста фронтального погрузчика хватает. И одна из важнейших — четкое знание и соблюдение техники безопасности, правил эксплуатации машины и Правил дорожного движения. Аварии и несчастные случаи на производстве никому не нужны от слова «совсем». Кроме основной работы порой приходится заниматься еще и бумажной, заполнять рабочую документацию. Учет и контроль, никуда не денешься.

По словам Виноградова, работа такого водителя проходит в напряженных условиях. Помимо профессиональных качеств и опыта он должен обладать физической выносливостью, высокой работоспособностью, эмоциональной устойчивостью, наблюдательностью, способностью к быстрому переключению внимания и многозадачности.

Отсюда и уровень его заработной платы, который достаточно высок и доходит в Москве до 150 000 рублей в месяц.

Обучают на водителя фронтального погрузчика в межотраслевых центрах, учебнокурсовых комбинатах, учебных заведениях системы профобразования.

Молодежь профессия привлекает не только приличным заработком, но и возможностью поуправлять по-настоящему большими машинами.

— Специальность эту выбрал, так как мне хотелось разбираться не только в легковых автомобилях, но и в тяжелой дорожной технике, — рассказывает студент колледжа Иван Лукашов.

Интерес к большим мощным механизмам Иван испытывает с детства. И считает, что с выбором профессии и местом учебы ему повезло вдвойне.

— Дело в том, что бюджетные места на момент моего поступления оставались только на эту специальность, — улыбается будущий машинист фронтального погрузчика.

Пройдет совсем немного времени, и Ваня будет торить собственную дорогу в будущее.

Назвался грузом, полезай в кузов!

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

По Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) водитель фронтального погрузчика классифицируется с 2-го разряда по 7-й.

  •  2-й разряд. Имеет право управлять тракторными разгрузчиками и погрузчиками под управлением более квалифицированного специалиста.
  •  3-й разряд. Имеет право управлять аккумуляторными погрузчиками и другими грузозахватными механизмами в процессе погрузки, выкладки и укладки грузов.
  •  4-й разряд. Имеет право управления тракторными погрузчиками, мощность которых менее 73,5 кВт, или 100 лошадиных сил.
  •  5-й разряд. Может работать на тракторном погрузчике мощностью свыше 73,5 до 147 кВт (свыше 100 до 200 л. с.).
  •  6-й разряд. Имеет право управления тракторными погрузчиками, мощность которых свыше 147 кВт (свыше 200 л. с.) до 200 кВт (250 л. с.).
  •  7-й разряд. Имеет право управления погрузчиками, мощность которых свыше 200 кВт (свыше 250 л. с.).

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Уход с российского рынка крупных западных производителей тяжелой спецтехники не слишком повлиял на общую ситуацию в оте чественной стройиндустрии. Особенно хорошо это заметно на примере крупных городов (Москва, СанктПетербург, Новосибирск и др.), где реализуются крупные инфраструктурные проекты.

Да, по данным авторитеного отраслевого издания International Construction, в 2023 году первую строчку в мировом рейтинге производителей спецтехники по уровню продаж попрежнему занимала американская компания Caterpillar. Но уже на втором месте оказалась японская Komatsu, а третье оставил за собой китайский бренд XCMG. Китайцы же заняли и пятое место: Sany сместила на шестую строчку европейскую Volvo CE.

Рекомендации