Функциональная грамотность становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Что она на самом деле означает, как формируется и почему она так важна для будущего школьников — обсудили ведущие эксперты в области образования на V Всероссийской онлайн-конференции Учи.ру «Августовка».
Функциональная грамотность: от теории к практике
Василий Ковалев, кандидат педагогических наук, учитель географии и биологии, методист-эксперт образовательной платформы Учи.ру, отметил, что функциональная грамотность школьников — это не просто способность запоминать факты, а умение применять школьные знания в реальных жизненных ситуациях.
Сегодня это понятие закреплено как обязательный элемент образовательной программы в официальных образовательных документах — федеральных государственных образовательных стандартах и федеральной основной общеобразовательной программе.
Зачем нужна функциональная грамотность?
«Глобальная цель функциональной грамотности — развитие способности учащихся максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Ее ключевой аспект — практикоориентированность. Функциональная грамотность позволяет понять важность знаний, получаемых на разных школьных предметах, и ответить на вопрос: „А как мне это пригодится?“. Также она помогает показать связи многих наук и школьных предметов и расширить кругозор школьника, так как в ее основе лежит межпредметная интеграция», — подчеркнул Василий Ковалев.
Выделяют шесть ключевых видов функциональной грамотности, которые формируются в школе:
- Естественно-научная грамотность
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Креативное мышление
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
В чем отличие заданий по функциональной грамотности от обычных заданий?
Анна Козлова, кандидат исторических наук, учитель высшей категории, эксперт международного исследования PISA в области финансовой грамотности:
«В качестве задания для формирования функциональной грамотности дается жизненная ситуация, внутри которой есть проблема. Чтобы решить эту проблему, ученику необходимо использовать свой социальный, учебный и личный опыт. Часто в таких заданиях не нужны выученные формулы или термины.
Важный аспект — наличие избытка информации, с которой школьник будет работать. Это развивает ключевое умение — выявлять главное и анализировать. Такой навык необходим и для решение задачи по физике, и для выполнения лабораторной работы по биологии, и для уверенного понимания исторических процессов. Именно поэтому в школе нет предмета, который бы не формировал функциональную грамотность».
Наталия Клейменова, начальник отдела методологии финансовой грамотности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России:
«Главная особенность заданий по функциональной грамотности — практикоориентированность, решение практических кейсов. Например, в старших классах ребята уже могут выполнять исследовательские и проектные работы. С помощью подобных упражнений они формируют необходимые навыки, которые смогут корректно применить, столкнувшись с похожей проблемой в реальной жизни».
Как подходить к формированию функциональной грамотности в младшей и основной школе?
Анна Козлова:
«При работе с младшими школьниками важно иметь ввиду их ограниченный социальный опыт — задания должны в большей мере задействовать личный и семейные контексты. В основной школе задачи становятся сложнее: ученики осваивают общественный и профессиональный контексты, что требует активного использования их жизненного опыта. Нужно понимать, что в начальной школе довольно специфический набор форматов заданий и способов предъявления информации. Часто приходится самостоятельно интерпретировать ситуацию и адаптировать задание, тогда как для работы со старшеклассниками возможны более разнообразные формы подачи — педагоги могут брать реальные предложения банков или тексты объявлений в качестве кейса».
На чем сделать акцент в работе с младшеклассниками?
Содержание
- Понятная жизненная ситуация, требующая решения. Невозможно подобрать кейс, который был бы одинаково близок всему классу — выбираем то, что детям будет понятно исходя из их небольшого жизненного опыта.
- Герои заданий — красочные и знакомые образы. В качестве персонажей упражнения лучше выбирать сверстников, сказочных героев или лесных жителей, для которых нужно подобрать оптимальную модель поведения. Тогда для ребенка младшего возраста учеба превращается в увлекательную активность.
- Включение стихотворений, загадок, поговорок и пословиц. Удерживать внимание младшеклассников сложнее, поэтому задания можно разнообразить развлекательными элементами, которые позволяют связать реальную жизнь и обучение.
Формат
- Много иллюстраций. Основной канал восприятия у детей все еще визуальный, поэтому значительную часть информации стоит предъявлять иллюстративно. Даже если мы работаем над читательской грамотностью, важно помнить — схемы, плакаты и рисунки с надписями тоже нужно уметь читать.
- Творчество. Решение задачи может состоять в том, чтобы смастерить красочный плакат или создать инструкцию для себя и товарищей. Дети намного активнее себя проявляют, когда задание требует креативности.
- Игровые формы. Основная деятельность младшеклассников — игра. Доказано, что так они лучше усваивают информацию и научаются принимать верные решения, поэтому игровые форматы более эффективно будут работать на формирование функциональной грамотности в начальной школе.
В чем особенность формирование функциональной грамотности у старшеклассников?
Наталия Клейменова:
«Задания по функциональной грамотности и в начальной, и основной школе окунают в проблемную ситуацию. Но для более старших ребят задачи становятся сложнее. Благодаря их решению школьники получают социально значимый результат — это является основной мотивацией для них. Например, ученик хочет накопить на ремонт в своей комнате — для этого необходимо составить финансовый план, провести анализ рынка и придумать желаемый дизайн. Так, решив кейс, ребенок понимает, что цель достижима. В этом кроется суть заданий для более старших ребят — необходимо давать им возможность для достижения важного и практически применимого результата».
Современные инструменты для формирования функциональной грамотности
«Важно формировать функциональную грамотность системно, так как все, что делается разово или эпизодически — не дает результата», — отмечает Василий Ковалев.
Задания для развития функциональной грамотности должны отвечать ряду важных критериев. Качественное упражнение должно быть:
- Метапредметным — задания не имеют предметного характера;
- Проблемным и жизненным — затрагивает ситуации, которые близки и понятны ученикам;
- Многоступенчатым — задание состоит из нескольких задач;
- С единой сюжетной линией — задачи одного задания связаны логикой сюжета;
- Иметь содержательные иллюстрации — визуальные элементы помогают ученикам лучше понять и решить задачу;
- Избыточным по информации — проверяется умение понимать материал и выделять главную мысль.
Также выделяют 3 вида заданий по функциональной грамотности: способствующие формированию, формирующие и проверяющие сформированность.
Как развивать и проверять навыки функциональной грамотности у школьников с помощью Учи.ру?
«Во-первых, для этого подходят ежегодные олимпиады Учи.ру. Для каждого из соревнований разработаны нестандартные задачи, решение которых способствует формированию разных видов функциональной грамотности у детей.
Во-вторых, учитель может отправлять школьникам обучающие карточки и тестовые упражнения по любому предмету в бесплатном сервисе Учи.ру „Мои задания“. Функциональной грамотности посвящен отдельный раздел, где собраны задания для формирования всех видов компетенций.
А для проверки умений на платформе есть специальные онлайн-диагностики: читательской грамотности для 2-3 классов и 3К-компетенций для 4-5 классов. Организовать проверку может классный руководитель — по итогам он получит отчет по каждому школьнику», — говорит Василий Ковалев.
«Ярким примером современных заданий для формирования функциональной грамотности является олимпиада Учи.ру по финансовой грамотности и предпринимательству, которая ежегодно проводится при поддержке Банка России. В ней для школьников 1-9 классов разработаны настолько близкие к жизни кейсы, что любой школьник не останется без результата для своих паттернов поведения, прорешав такой тест.
Также проект Банка России „Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности“, проверяющий сформированность умений, демонстрирует, что у каждой категории учеников есть свои более понятные темы и трудности. Налоги и финансовое мошенничество остаются самыми сложными для школьников, при этом цифровая безопасность дается проще всего», — отмечает Наталия Клейменова.
Финансовая грамотность: навыки на всю жизнь
Финансовая грамотность — один из важнейших компонентов функциональной грамотности. Сегодня мы много говорим о том, что формирование навыков управления деньгами у детей должно начинаться с раннего возраста.
«Школьные занятия — один из трех столпов, из которых складываются навыки и знания ребенка о том, как распоряжаться деньгами. Также на ребенка влияют семья и социальная среда, в которой он растет — так формируется подход к ведению семейного бюджета, финансовые привычки.
Педагоги не могут предугадать как родители и окружение повлияют на ребенка, однако при составлении заданий для конкретного класса они могут ориентироваться на круг навыков и потребностей, которые в среднем есть у детей определенного возраста», — говорит Полина Калмыкова, шеф детской редакции Т—Ж и автор учебника Т—Ж «Как быть взрослым».
О чем важно рассказать современным детям на занятиях по финансовой грамотности?
7—8 лет. Первая практика
«В 7–8 лет ребенок идет в школу и получает свои первые карманные деньги. Школьники учатся их тратить — например, на пирожки из столовой или канцтовары. Важно донести до родителей, что стоит доверять ребенку небольшие личные средства. Такая практика нужна младшеклассникам — сложно научиться грамотно распоряжаться тем, чего у тебя фактически нет», — отмечает Полина Калмыкова.
Чему учить младших школьников?
- Распоряжаться наличными деньгами
- Планировать бюджет
- Разделять обязательные и необязательные покупки
- Разделять рациональные и импульсивные траты
- Избегать магазинных ловушек
9—12 лет. Активный финансовый рост
«В этом возрасте у детей появляются не только первые деньги, но и личные накопления — с подарков от родственников на праздники или продажи ненужных игрушек. Также у каждого пятого ребенка 9-12 лет есть своя банковская карта. В этот период эффективнее всего разговаривать со школьниками о финансовой безопасности».
Например, дети активно рассказывают о себе в социальных сетях, и мошенники часто этим пользуются, поэтому важно объяснить:
- Cамые распространенные схемы мошенничеств: телефонные мошенники, финансовые пирамиды с криптовалютой, предложения заработать, обманы с помощью нейросетей, телеграм-кликеры
- Методы социальной инженерии: как мошенники собирают информацию, давят на эмоции и как защитить себя от психологической атаки.
13—15 лет. Финансовая подготовка
Ближе к 14 годам у детей появляется больше возможностей — например, право самостоятельно зарабатывать. В этом возрасте дети достаточно взрослые, чтобы понимать более сложные термины, поэтому следующие темы можно смело включать в программу:
- Трудовые права взрослых и подростков
- Финансовые инструменты: банковские карты, вклады, брокерские счета — в частности как работают проценты
- Налоги
- Инфляция
- Норма сбережений
16+ лет Развитие финансовой самостоятельности
После 16 лет важно подготовить школьников к взрослой жизни и рассказать:
- Что можно получить от государства бесплатно
- С какими госучреждениями понадобится взаимодействовать во взрослом возрасте и как их найти
- Как искать работу
- Как снимать квартиру и платить коммунальные платежи
- Какие права есть у взрослых, как их защищать
«Для взрослых эти темы могут казаться очевидными, но для молодых ребят — это то, что будет напрямую влиять на их финансы в будущем», — отмечает Полина Калмыкова.
Функциональная грамотность — это ключ к успеху в мире, где от человека требуется как знания теории, так и умение эффективно применять их в жизни. Школа должна стать местом, где у детей развивается не только академическая база, но и способность адаптироваться и действовать в сложной, быстро меняющейся среде.