На Московском международном салоне образования ученики столичных школ работали в качестве волонтеров. Юлианна Красуцкая (слева) и Екатерина Белоева были одними из них

Обучение смысловому чтению и информационной безопасности

  • Мария Соловьева
  • 18.10.2021

VIII Московский международный салон образования (ММСО) прошел с 6 по 8 октября. О его результатах рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Наталия Киселева.

Проекты «Осмысленное чтение» и «Кино в московской школе», новинки в «Московской электронной школе» (МЭШ), программы предпрофессионального образования… Об этом и многом другом шла речь на ММСО.

— Наталия Александровна, в этом году у салона поменялась не только дислокация — вместо ВДНХ он прошел в «Крокус Экспо», — но и формат. Что нового появилось на ММСО?

— Изменился подход Департамента образования и науки к участию в мероприятии. В этом году мы решили пойти по пути максимальной концентрации на содержании образования. И столица представила на салоне собственный зал «Москва», где мы показали все то интересное, высокотехнологичное и уникальное, что есть в нашей системе образования на всех его уровнях. Все дни работы салона у нас в зале проходила насыщенная программа: обсуждали вопросы преемственности программ обучения, рассказывали о новых методиках, обобщали проекты, которые уже успешно реализуются. Мы говорили о том, как сделать, чтобы старшеклассники были погружены не только в образование и подготовку к своему профессиональному пути, о путях их самореализации, самоопределении. На салоне были представлены проект «Кино в московской школе», проекты воспитательной работы…

— Познакомиться с будущей профессией школьникам помогает проект «Предпрофессиональные классы». Есть в этом направлении какие-то но винки?

— Проект «Предпрофессиональные классы», который успешно реализуется в старшей школе, привлекает внимание и учеников подростковой школы. Мы видим необходимость проводить вертикальные связи между основной и старшей школой. Для старшеклассников уже открыты инженерный, курчатовский, медицинский, академический (научно-технологический), кадетский, педагогический и ИТ-классы. В этом году мы открыли новые предпрофессиональные предпринимательские и медиаклассы.

— Какие пилотные проекты были запущены в московских школах в этом учебном году?

— Одни из новых — это «Курс информационной безопасности и медиаграмотности». Мы сейчас апробируем их в пилотных школах. Также мы представили на ММСО новый проект по смысловому чтению, задача которого — научить детей работать с информацией, выделять главное, критически относиться к прочитанному. Проектный офис всех городских проектов сконцентрирован в Городском методическом центре.

У нас стартовал первый этап развития нового сервиса МЭШ — «Портфолио». А с 1 сентября благодаря интеграции единой цифровой платформы здравоохранения и МЭШ сведения о физической группе здоровья ребенка теперь автоматически передаются из ЕМИАС в электронный журнал. Эта информация отображается только у классного руководителя и учителя физкультуры.

— Если вернуться к проектам, которые представляла Москва на ММСО, то какие из них вызвали наибольший интерес?

Конечно же, те новинки, которые мы внедряем в обучение. И, пожалуй, стоит выделить наш подход к содержанию образования, использование инструментов «Московской электронной школы», переход к тематическому оцениванию, к единому справочнику форм контроля. Эти сервисы мы реализуем в этом учебном году. Ребенок и его родители будут видеть оценки в привязке к изучаемым темам, информацию о том, в каких темах учебного курса возникают сложности, смогут оперативно реагировать.

Важно, чтобы ребенок и его родители видели не только оценку, которую ученик получил на уроке, но и знали, чему он научится в результате изучения той или иной темы.

Также очень большое внимание посетители уделили нашим программам профессионального обучения, методикам подготовки школьников и студентов к чемпионатам профессионального мастерства по стандартам WorldSkills, где московская сборная традиционно лидирует.

— Площадка Москвы наверняка была одной из самых популярных на Международном московском салоне образования. Появились ли какие-то совместные проекты с другими регионами страны, новые идеи?

— Это уникальная история. В ходе дискуссии мы решили развивать сотрудничество Москвы и Тюмени, будем вместе работать над содержанием и методикой, объединять уникальные образовательные наработки столицы и Тюмени, продумывать вместе возможности развития в работе над тем «что учить» и «как учить». Мы будем совместно реализовывать образовательные программы, развивать образовательные стандарты, работать над повышением качества современного урока и профессиональным развитием наших учителей.

— Что было предложено на салоне для учителей?

Мы много говорили о компетенциях учителя, о том, какими компетенциями он должен обладать, преподавая ученикам настоящего и будущего, где повышать квалификацию и в каких состязаниях участвовать для повышения своего профессионализма. И, конечно, говорили о том, какие наши учителя герои! В самых сложных условиях смогли перестроиться и максимально сохранять обучение, сохранять образовательный процесс и контакт с учениками. Конечно, очень многое из опыта прошлого и этого года еще предстоит осмыслить и обобщить. Салон — одна из площадок такого осмысления и упаковки смыслов. Это получилось.

Рекомендации