Кадр из фильма «Родные». Настя (Монеточка) со своим дедушкой, роль которого исполнил Сергей Шакуров

Оладушки родные

  • Артем Чубар
  • 1.03.2021

Первое, с чем с ходу и неизбежно начинают сравнивать фильм Ильи Аксенова «Родные», вышедший на экраны во второй декаде февраля, так это с культовым «Достучаться до небес» (1997) германского режиссера Томаса Яна. Сравнения, разумеется, не в пользу отечественной картины.

Что тут скажешь? Для начала следует вспомнить актуальный (и для кинематографа, и для психологии) принцип «аналогии лгут». Общего у двух этих лент не так уж много. Во-первых, формат — «роуд-муви». Во-вторых, завязка истории: что персонажи Тиля Швайгера и Яна Лиферса, что герой Сергея Бурунова, сыгравшего в «Родных» главную роль, будучи смертельно больны, пускаются в авантюрное путешествие к своей заветной мечте. У случайных знакомцев Мартина (Швайгер) и Руди (Лиферс) — это первый и последний шанс в жизни побывать на море, у провинциального барда Павла Корнаухова (Бурунов) — выступить со своей песней «Оладушки» на Грушинском фестивале. Еще из совпадений — коммерческий успех. Лента Томаса Яна при относительно скромном бюджете в 4,3 миллиона немецких марок собрала в общей сложности более 11 миллионов долларов, окупив себя шесть раз. Фильм Ильи Аксенова за две недели проката собрал 2,75 миллиона долларов — и это не предел.

Далее начинаются сплошные расхождения. «Достучаться до небес» — грустное и пронзительное авторское кино, а по жанру криминальная драма, «Родные» — массовая семейная комедия, пусть и с элементами этой самой драмы. Причем не просто комедия, а в исполнении Жоры Крыжовникова (дилогия «Горько», «Самый лучший день»), написавшего на пару с Алексеем Казаковым сценарий к фильму. И критики, и зрители почти в один голос отмечают номинальную функцию Ильи Аксенова как режиссера и главенство Крыжовникова как креатора, чья фирменная фишка — в умении создавать живые, очень забавные и при этом абсолютно узнаваемые типажи и подбирать для них адекватных по фактуре исполнителей. Что Сергей Бурунов, что Ирина Пегова, Никита Павленко, Семен Трескунов и певица Монеточка (жена, двое сыновей и дочь главного героя соответственно), весьма и весьма органичны в сыгранных ролях.

И, что самое главное, Крыжовников из тех, кто действительно умеет сделать зрителю сначала смешно, а потом заставляет всерьез задаться классическим гоголевским вопросом: «Над чем смеетесь?» Так и в «Родных»: первые две трети экранного времени ты радостно хохочешь в голос, потом начинаешь задумываться, и думы твои какие-то уже не совсем радостные. О чем думается? О сложностях человеческой коммуникации: если с родными и близкими так сложно и болезненно приходится искать общий язык, то что говорить о людях, друг другу посторонних и родственными узами не связанных? О конфликте поколений — да-да, та самая проблема «отцов и детей», по-разному воспринимающих те или иные ценности.

О самих ценностях, семейных и не только. О выборе, который раз за разом делаешь на протяжении всей жизни. И ответственности за этот свой выбор.

Рекомендации