Site icon Пресса в образовании

Оладушки родные

Кадр из фильма «Родные». Настя (Монеточка) со своим дедушкой, роль которого исполнил Сергей Шакуров

Кадр из фильма «Родные». Настя (Монеточка) со своим дедушкой, роль которого исполнил Сергей Шакуров

Первое, с чем с ходу и неизбежно начинают сравнивать фильм Ильи Аксенова «Родные», вышедший на экраны во второй декаде февраля, так это с культовым «Достучаться до небес» (1997) германского режиссера Томаса Яна. Сравнения, разумеется, не в пользу отечественной картины.

Что тут скажешь? Для начала следует вспомнить актуальный (и для кинематографа, и для психологии) принцип «аналогии лгут». Общего у двух этих лент не так уж много. Во-первых, формат — «роуд-муви». Во-вторых, завязка истории: что персонажи Тиля Швайгера и Яна Лиферса, что герой Сергея Бурунова, сыгравшего в «Родных» главную роль, будучи смертельно больны, пускаются в авантюрное путешествие к своей заветной мечте. У случайных знакомцев Мартина (Швайгер) и Руди (Лиферс) — это первый и последний шанс в жизни побывать на море, у провинциального барда Павла Корнаухова (Бурунов) — выступить со своей песней «Оладушки» на Грушинском фестивале. Еще из совпадений — коммерческий успех. Лента Томаса Яна при относительно скромном бюджете в 4,3 миллиона немецких марок собрала в общей сложности более 11 миллионов долларов, окупив себя шесть раз. Фильм Ильи Аксенова за две недели проката собрал 2,75 миллиона долларов — и это не предел.

Далее начинаются сплошные расхождения. «Достучаться до небес» — грустное и пронзительное авторское кино, а по жанру криминальная драма, «Родные» — массовая семейная комедия, пусть и с элементами этой самой драмы. Причем не просто комедия, а в исполнении Жоры Крыжовникова (дилогия «Горько», «Самый лучший день»), написавшего на пару с Алексеем Казаковым сценарий к фильму. И критики, и зрители почти в один голос отмечают номинальную функцию Ильи Аксенова как режиссера и главенство Крыжовникова как креатора, чья фирменная фишка — в умении создавать живые, очень забавные и при этом абсолютно узнаваемые типажи и подбирать для них адекватных по фактуре исполнителей. Что Сергей Бурунов, что Ирина Пегова, Никита Павленко, Семен Трескунов и певица Монеточка (жена, двое сыновей и дочь главного героя соответственно), весьма и весьма органичны в сыгранных ролях.

И, что самое главное, Крыжовников из тех, кто действительно умеет сделать зрителю сначала смешно, а потом заставляет всерьез задаться классическим гоголевским вопросом: «Над чем смеетесь?» Так и в «Родных»: первые две трети экранного времени ты радостно хохочешь в голос, потом начинаешь задумываться, и думы твои какие-то уже не совсем радостные. О чем думается? О сложностях человеческой коммуникации: если с родными и близкими так сложно и болезненно приходится искать общий язык, то что говорить о людях, друг другу посторонних и родственными узами не связанных? О конфликте поколений — да-да, та самая проблема «отцов и детей», по-разному воспринимающих те или иные ценности.

О самих ценностях, семейных и не только. О выборе, который раз за разом делаешь на протяжении всей жизни. И ответственности за этот свой выбор.