Site icon Пресса в образовании

Ошибки обнаружили спустя века

Ошибки обнаружили спустя века

Москвичка Маргарита Корнилина одной из первых пришла в открывшийся Музей братьев Сергея и Павла Третьяковых, чтобы узнать побольше о знаменитых меценатах. Ведь несмотря на всемирную известность Третьяковской галереи, имена и дела ее основателей часто остаются в тени их собственного творения. Фото: Екатерина Алексеева

В столице появился Музей Сергея и Павла Третьяковых, посвященный жизни коллекционеров. В учреждении мастерски соединяются современные виртуальные решения и исторические ценности.

Небольшой деревянный особняк в исторической части Замоскворечья благодаря стараниям реставраторов выглядит как в XIX веке. Но стоит сделать шаг внутрь, все снова напоминает о веке XXI с его гаджетами и цифровыми решениями. В первом зале музея расположена мультимедийная доска. Это своего рода оцифрованный семейный альбом Третьяковых. На экране 14 собраний с фотографиями, на которые можно кликнуть, и гостю откроется подробная биография каждого члена знаменитой династии. На стенах — краткое описание самого музея, история дома и семьи.

По словам начальника службы развития малых музеев Третьяковской галереи Татьяны Гафар, группа реставраторов столкнулась с некоторыми сложностями во время создания музея.

— В 1832 году здесь родился Павел, а в 1834 году — Сергей. Но уже в 1840-х семья уехала отсюда, и дом сдавался в аренду. После 1918 года тут были коммунальные квартиры. Материалов о том, как жила семья Третьяковых, почти не сохранилось. Нет документов и фотографий о том, какие здесь были интерьеры. И мы поняли, что создавать тут дом-музей — не вариант, и решили организовать место, где мы расскажем о личности и деятельности братьев, — подчеркнула Гафар.

Еще одно ограничение — невозможность создать оптимальную схему хранения подлинных предметов искусства. Музейный климат реставраторы обеспечили только на втором этаже.

— Поэтому мы решили разделить композицию на две части. Первый этаж — это своеобразная лаборатория, где подлинные документы систематизированы и внедрены в мультимедийную программу. Второй этаж — галерея с предметами искусства, — добавила Татьяна Гафар.

В каждом зале первого этажа были созданы три способа подачи информации посетителю. Первый способ — это короткий кураторский текст на стенах. Если гость хочет узнать более подробную информацию, он может воспользоваться мультимедийными платформами. И третий формат подачи материала — история самого дома, которую можно изучить по интерьерам. Например, ниша в стене в человеческий рост — это не упущение реставраторов, а дизайнерское решение.

— Скорее всего, здесь располагался дверной проем, который со временем был заложен. Под штукатуркой мы видим дранку — материал, который часто использовали в строительстве на стыке XIX– XX веков. Здесь сохранились элементы металлических балок, укрепляющих дверные проемы, и угольная присыпка на стенах, которую часто использовали для утепления и защиты стен от влаги, — говорит Гафар.

На полу первого зала находится стеклянное «окно», через которое видно часть подвального помещения. По задумке реставраторов, так посетители могут понять, как менялся дом со временем.

Второй зал называется «Архив предпринимателей». Здесь также используется три подачи информации. На стенах размещена информация, из которой посетители узнают о предпринимательском деле Павла и Сергея Третьяковых. Их основным заработком были Костромская мануфактура и торговые дома в Москве. Второй способ транслирования информации здесь — видеоинсталляция, которая рассказывает о современном производстве льна в России. В этом же зале гости могут потрогать образцы льняных изделий на разных этапах технологического цикла — от нити до полноценного полотна.

Третий зал первого этажа посвящен истории дома. Здесь с помощью интерактивных инсталляций гости могут увидеть, как особняк менялся с годами.

Второй этаж — полная противоположность нижним помещениям. Здесь нет виртуальных гаджетов или инсталляций. Он посвящен подлинным произведениям из коллекции братьев. А еще в музее появились кабинеты Павла и Сергея.

— На самом деле в этом доме никогда не было этих кабинетов. Но мы решили пофантазировать и через личности братьев создать помещения, где могли бы работать предприниматели. Сюда мы добавили предметы, которые при жизни окружали Третьяковых, — отметила Гафар.

Заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи Татьяна Юденкова отметила, что братья были совершенно противоположны по характеру, их интересовали разные направления искусства. Но в центре галереи происходит встреча двух личностей, соединение их коллекций. Это редкая возможность увидеть спустя века предметы братьев в одном пространстве, потому что собрание Павла хранилось в Третьяковской галерее, а западно-европейское искусство Сергея было передано в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина.

— Очень много вещей, которые редко экспонировались, мы отреставрировали и вернули к жизни. Например, мы восстановили раму картины Алексея Максимова «Богоматерь с младенцем», — говорит Татьяна Юденкова.

По ее словам, когда братья собирали свои коллекции, они могли ошибаться с подлинностью произведений. Спустя века искусствоведы обнаружили их ошибки.

— Например, Сергей Третьяков во Франции купил картину, созданную якобы художником Жаном-Батистом Камилем Коро. Но мы считаем, что это подражание. В 1878 году на Всемирной выставке в Париже коллекционер купил две танагрские статуэтки, открытые в конце XIX века. Но они тоже оказались подделками. И нам очень важно рассказать о том, как сложен был путь коллекционеров, — добавила Юденкова.

МЕЖДУ ТЕМ

Третьяковская галерея в январе 2022 года подготовила первый полный каталог коллекций Павла и Сергея Третьяковых. В создании томов принимали участие научный коллектив галереи, сотрудники отделов древнерусской живописи, рукописей, живописи второй половины XIX–XX веков. В первом томе представлено более 400 полотен, там есть рассказ о жизни братьев Третьяковых, проиллюстрированный редкими архивными фотографиями и документами. Второй том полностью посвящен коллекциям братьев. В его основу лег «Каталог художественных произведений городской галереи Павла и Сергея», который был выпущен в 1898 году. В общей сложности в двух томах опубликовано около 3500 произведений живописи, графики и скульптуры, собранных братьями.