Николай Карамзин (1766-1826)

Поэт, гражданин, знаменитый историк

  • Ольга Кузьмина
  • 13.12.2021

Историков в России во все времена было немало, однако имя Николая Карамзина находится на особом счету.

12 декабря этого года со дня рождения Николая Михайловича исполняется 225 лет. Это, конечно, отличный повод посетить музей-усадьбу Остафьево, что находится рядом с Москвой, а также выяснить, отчего именно Карамзина называют первым среди историков России.

Безусловно, творчество Карамзина в целом сильно отразилось на развитии литературного языка в России. Он не только специально не использовал в своих трудах церковно-славянскую грамматику и лексику, но и обогатил язык неологизмами, а до недавнего времени считался автором буквы «ё» (ныне установлено, что это не так, однако Карамзин точно ее популяризировал).

После публикации произведения «Марфа-Посадница» он приказом императора получил звание историографа. Но, бесспорно, главным трудом Карамзина остается «История государства Российского» в 11 томах; 12-й том он дописать не успел.

Масштабность этого труда потрясает и сегодня. Можно сколько угодно говорить об «ангажированности» Карамзина и его приверженности монархии, но это не отменяет очевидного: он был невероятным тружеником и первым систематизировал историю государства.

…Родился Карамзин в Симбирской губернии в дворянской семье. Начальное образование, как и было заведено в то время, получил дома, много читал, после Симбирского дворянского пансиона был отправлен отцом в московский пансион Иоганна Шадена, знаменитое учебное заведение.

Воспитывались там, писал москвовед Владимир Муравьев, восемь избранных юнцов, получая весьма качественное образование: уже через три года Карамзин стал слушателем университетского курса, затем по настоянию отца ударился было делать военную карьеру, но быстро понял, что это не его путь. Вступив в «Дружеское ученое общество», он обозначил вектор своих душевных устремлений: литература и история.

За несколько лет жизни в Москве Карамзин совершил колоссальный скачок в смысле творческого развития. Увлекаясь пьесами Уильяма Шекспира, трудами Жан-Жака Руссо и других философов, Николай Михайлович занимался переводами их произведений на русский язык, обогащая нашу культуру знакомством с этими авторами.

А его путешествия по Европе вылились в итоге в книгу «Письма русского путешественника». Впечатлений было много: в поездках Карамзин успевал подмечать массу деталей, касаемых как непосредственно путешествия, так и впечатлений социальных и человеческих. Он объехал многие столицы и «точки культуры», побывал у Иммануила Канта, и все это, изложенное в «Письмах», стало в итоге тем фундаментом, на котором начала строиться и развиваться русская литература. Публикации «Писем» стали бомбой, взорвавшей устаревшие представления о том, как надо и правильно.

Карамзина причислили к литературным деятелям именно после публикации этого произведения.

Отдельная заслуга Николая Карамзина — издание «Московского журнала», который стал пристанью для многих начинающих авторов. На страницах журнала увидела свет и «Бедная Лиза» самого Карамзина — щемящая трогательная история, которую до сих пор изучают в школе. Написав «Аониды», «Мои безделки» и «Аглаю», Николай Карамзин стал признанным лидером сентиментализма, который пришел на смену царившему в литературе классицизму. Отличился он и как поэт, писавший о духовном и высоком. А еще он стал реформатором стихосложения.

«Упростив» поэзию в смысле форм, но не в смысле глубины, избавив их от большого количества метафор, Карамзин сделал стихотворную строку более живой и быстрой.

Так что Николаю Михайловичу мы должны сказать спасибо и за живые строки стихов, и за трепетное отношение к истории.

Рекомендации