Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал результаты Единого госэкзамена по химии и опубликовал рекомендации для выпускников 2020 года.
Последние годы растет количество выпускников школ, которые в качестве «предмета по выбору» выбирают Единый государственный экзамен по химии. С одной стороны, это связано с повышением в обществе внимания к подготовке специалистов в области естественных наук, с другой — с увеличением количества вузов и расширением перечня специальностей, для поступления на которые нужны результаты ЕГЭ по химии.
В этом году структура и содержание экзаменационной работы по химии не изменятся по сравнению с предыдущим годом. Однако есть несколько «тонких» моментов, на которые сдающим ЕГЭ по химии стоит обратить внимание.
Чтобы успешно сдать предмет, Федеральный институт педагогических измерений рекомендует будущим участникам экзамена потренироваться в решении комбинированных заданий, записи заданий с развернутым ответом и научиться грамотно распределять свое время.
Как показывают результаты экзамена по химии в прошлом году, наиболее успешно выпускники выполняют задания, проверяющие умения характеризовать особенности строения атомов химических элементов, определять степени окисления атомов, определять принадлежность веществ к классам/группам неорганических и органических веществ, классифицировать химические реакции, составлять уравнения реакций ионного обмена и гидролиза, анализировать зависимость скорости химической реакции от различных факторов. Практически все эти умения относятся к содержательным блокам «Теоретические основы химии» и «Химическая реакция» и отрабатываются на уроках на протяжении всех лет изучения химии в школе.
Одной из важных составляющих качественной подготовки к ЕГЭ по химии является совершенствование навыков работы с химической информацией, представленной в различной форме: текстов, схем, таблиц, рисунков. Рекомендуется также для повторения изученного материала использовать комбинированные задания, для решения которых требуется проведение различных типов расчетов и применение знаний из разных тем. Например, это могут быть задания, включающие перечень веществ, для которых нужно определить возможность их взаимодействия и составить соответствующие химические реакции: молекулярные уравнения, полные и сокращенные ионные для реакций ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
Одним из важных факторов, определяющих результат ЕГЭ у конкретного участника, является его умение четко записывать решение заданий с развернутым ответом. Для расчетных задач можно прописывать в общем виде порядок нахождения физических величин, без арифметических расчетов. Такой подход позволит сформировать у старшеклассников умение самостоятельно разрабатывать алгоритм решения заданий.
Успех на экзамене связан и с умением выпускников рационально использовать время, отведенное на выполнение экзаменационной работы. В процессе предэкзаменационной тренировки важно выработать для себя индивидуальный порядок и темп выполнения заданий экзаменационного варианта.
— Ребятам нужно активно решать задания из открытого банка, поскольку их там много, они разнообразные и позволяют успешно подготовиться к экзаменам, — советует Людмила Левина, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе». — Можно использовать и задания тестов предыдущих лет. И не пренебрегать усвоением теоретических вопросов углубленного курса химии.
СПРАВКА
По данным Федерального института педагогических измерений, в 2019 году число участников Единого государственного экзамена по химии существенно возросло. Его выбрали более 94 тысяч выпускников, почти на пять тысяч больше, чем в 2018-м.
Результаты экзамена в этом году тоже оказались выше, чем в прошлом. Например, средний тестовый балл в 2019 году равен 56,3 балла (в 2018-м этот показатель был на уровне 54,6 балла). Увеличилось и количество тех ребят, которые набрали высокие баллы (81–100), — почти на два процента (11,2 процента против 9,4 процента в 2018 году).
В то же время снизилось число участников ЕГЭ по химии, которые не набрали минимальный балл. Доля таких выпускников в 2019 году составила 14,7 процента (в 2018 году эта цифра была почти на два процента больше и составляла 16,6 процента).