Site icon Пресса в образовании

Правильно распределяйте свое время на экзамене

Выпускник школы № 179 Даниил Бардонов стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по химии, поэтому сдавать ЕГЭ ему было не нужно. Впрочем, если бы он его сдавал, типичных ошибок, которые делают его сверстники, точно бы не допустил, Фото: Наталия Нечаева

Выпускник школы № 179 Даниил Бардонов стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по химии, поэтому сдавать ЕГЭ ему было не нужно. Впрочем, если бы он его сдавал, типичных ошибок, которые делают его сверстники, точно бы не допустил, Фото: Наталия Нечаева

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал результаты Единого госэкзамена по химии и опубликовал рекомендации для выпускников 2020 года.

Последние годы растет количество выпускников школ, которые в качестве «предмета по выбору» выбирают Единый государственный экзамен по химии. С одной стороны, это связано с повышением в обществе внимания к подготовке специалистов в области естественных наук, с другой — с увеличением количества вузов и расширением перечня специальностей, для поступления на которые нужны результаты ЕГЭ по химии.

В этом году структура и содержание экзаменационной работы по химии не изменятся по сравнению с предыдущим годом. Однако есть несколько «тонких» моментов, на которые сдающим ЕГЭ по химии стоит обратить внимание.

Чтобы успешно сдать предмет, Федеральный институт педагогических измерений рекомендует будущим участникам экзамена потренироваться в решении комбинированных заданий, записи заданий с развернутым ответом и научиться грамотно распределять свое время.

Как показывают результаты экзамена по химии в прошлом году, наиболее успешно выпускники выполняют задания, проверяющие умения характеризовать особенности строения атомов химических элементов, определять степени окисления атомов, определять принадлежность веществ к классам/группам неорганических и органических веществ, классифицировать химические реакции, составлять уравнения реакций ионного обмена и гидролиза, анализировать зависимость скорости химической реакции от различных факторов. Практически все эти умения относятся к содержательным блокам «Теоретические основы химии» и «Химическая реакция» и отрабатываются на уроках на протяжении всех лет изучения химии в школе.

Одной из важных составляющих качественной подготовки к ЕГЭ по химии является совершенствование навыков работы с химической информацией, представленной в различной форме: текстов, схем, таблиц, рисунков. Рекомендуется также для повторения изученного материала использовать комбинированные задания, для решения которых требуется проведение различных типов расчетов и применение знаний из разных тем. Например, это могут быть задания, включающие перечень веществ, для которых нужно определить возможность их взаимодействия и составить соответствующие химические реакции: молекулярные уравнения, полные и сокращенные ионные для реакций ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

Одним из важных факторов, определяющих результат ЕГЭ у конкретного участника, является его умение четко записывать решение заданий с развернутым ответом. Для расчетных задач можно прописывать в общем виде порядок нахождения физических величин, без арифметических расчетов. Такой подход позволит сформировать у старшеклассников умение самостоятельно разрабатывать алгоритм решения заданий.

Успех на экзамене связан и с умением выпускников рационально использовать время, отведенное на выполнение экзаменационной работы. В процессе предэкзаменационной тренировки важно выработать для себя индивидуальный порядок и темп выполнения заданий экзаменационного варианта.

— Ребятам нужно активно решать задания из открытого банка, поскольку их там много, они разнообразные и позволяют успешно подготовиться к экзаменам, — советует Людмила Левина, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе». — Можно использовать и задания тестов предыдущих лет. И не пренебрегать усвоением теоретических вопросов углубленного курса химии.

СПРАВКА 

По данным Федерального института педагогических измерений, в 2019 году число участников Единого государственного экзамена по химии существенно возросло. Его выбрали более 94 тысяч выпускников, почти на пять тысяч больше, чем в 2018-м.

Результаты экзамена в этом году тоже оказались выше, чем в прошлом. Например, средний тестовый балл в 2019 году равен 56,3 балла (в 2018-м этот показатель был на уровне 54,6 балла). Увеличилось и количество тех ребят, которые набрали высокие баллы (81–100), — почти на два процента (11,2 процента против 9,4 процента в 2018 году).

В то же время снизилось число участников ЕГЭ по химии, которые не набрали минимальный балл. Доля таких выпускников в 2019 году составила 14,7 процента (в 2018 году эта цифра была почти на два процента больше и составляла 16,6 процента).