Site icon Пресса в образовании

Проект всегда имеет материальный результат

Дмитрий Бруцкий и его проект — робот-помощник.

Дмитрий Бруцкий и его проект — робот-помощник.

Создать самолетный двигатель, разработать разлагаемый пластик, оценить влияние сладостей на здоровье зубов, сделать очки виртуальной реальности своими руками.

Все это проекты, над которыми работают не только ученые и изобретатели, но и обычные школьники: те, кто серьезно занимается под руководством своих педагогов проектной деятельностью. О том, что это такое и какое место занимает в образовательном процессе, рассказал директор Городского методического центра Андрей Зинин.

— Андрей Сергеевич, что отличает проект от исследования?

— Проект всегда имеет материальный результат, запланированный заранее, поэтому его важно отличать от учебного исследования, которое направлено на получение новых знаний о существующем объекте или явлении. Огромное значение в развитии проектной и исследовательской деятельности в столичных школах имеют проекты предпрофессионального образования, которые предоставляют ребятам возможность использовать не только лабораторно-исследовательские комплексы школ, но и лаборатории вузов, научных и исследовательских организаций.

— Ученики каких классов занимаются проектной деятельностью?

— В Москве проектная и исследовательская деятельность начинается уже в начальной школе. Например, для учеников начальной школы в рамках конференции «Курчатовский проект — от знаний к практике, от практики к результату» работает секция «Первые шаги в науку», где юные исследователи ежегодно представляют много разных работ.

Также в начальной школе ребята делают проекты, посвященные исследованию микромира, экологическим вопросам, в частности энергосбережению и раздельному сбору бытовых отходов, созданию роботов и зданий с применением различных конструкторов, изучению природных явлений. Свои проекты они представляют на различных конкурсах и конференциях.

— А какие вопросы волнуют ребят постарше?

—В основной школе ребята уже могут разрабатывать приложения для мобильных устройств, проводить исследования биоценозов, мониторинг состояния окружающей среды, программирование робототехнических систем, моделирование космических аппаратов. Учащиеся старших классов, используя современное учебное лабораторное оборудование, знакомятся с актуальными решениями в IT-отрасли, медиаиндустрии, современной инженерии, медицине и науке.

Кстати, ежегодно ребята разных возрастов представляют проекты для людей с ограниченными возможностями здоровья, например, разрабатывают пандусы нового поколения для городского транспорта, систему торможения для инвалидной коляски, прототип для создания утраченной конечности, модель кресла-кровати, систему навигации и пространственной ориентации для слабовидящих.

Актуальным сегодня для ребят становится изучение проблем распространения инфекционных заболеваний, новых подходов в создании лекарственных препаратов и вакцин, развития медицины в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

— Зачем школьникам нужна проектная деятельность?

— Она дает им возможность получать опыт в разных сферах, самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения, формировать коммуникативные навыки. В столице проходит много конкурсов и конференций, на которых ребята могут представить результаты своих работ, поделиться опытом, узнать что-то новое, познакомиться с учеными и такими же увлеченными исследователями, как они сами.

В конференциях «Инженеры будущего», «Наука для жизни», «Старт в медицину» принять участие могут ученики 7–11-х классов, а в конференции «Курчатовский проект — от знаний к практике, от практики к результату» могут выступать даже первоклассники.

У учеников старших классов есть возможность получить дополнительные баллы для поступления в вузы. Баллы даются за наличие диплома победителя или призера предпрофессиональных конференций «Старт в медицину», «Инженеры будущего», «Наука для жизни», «Курчатовский проект — от знаний к практике, от практики к результату».

Стоит отметить, что участвовать в конференциях могут не только ученики предпрофессиональных классов, но и все школьники России.

— Какие предметы школьной программы наиболее подходят для проектной и исследовательской деятельности?

— Они возможны в рамках любой школьной дисциплины, поскольку позволяют ребятам осваивать надпредметные компетенции, достигать поставленной цели, работать в команде, развивать критическое мышление. Проектирование учит школьника занимать активную позицию, генерировать идеи и реализовывать свои творческие замыслы.

А исследовательская деятельность, в свою очередь, формирует творческое и критическое мышление, командные качества, современные умения и дает возможность получить актуальные научные знания.

— Как начинать развивать у ребят интерес к проектной деятельности?

— Интерес к исследованиям и открытиям можно развивать с самого раннего возраста. Необходимо ставить перед школьниками интересные для них задачи, имеющие связь с реальной жизнью.

В каждой образовательной организации есть учителя, которые умеют это делать как в рамках уроков, так и в рамках дополнительного образования. Также в этой работе активно участвуют преподаватели вузов, научных лабораторий. Все они помогают школьникам не только определить тему проекта и выполнить эксперименты, но и достичь конкретного измеримого результата.

КСТАТИ

Американский философ Джон Дьюи считал, что по-настоящему ценным является только то, что имеет практический результат. А все исследования окружающего мира должны быть связаны с интересами ребенка, только тогда он приобретет необходимый опыт исследования, добьется результата. В современной школе в проектной деятельности применяется схожий подход.