Ученицы школы № 2055 (слева направо) Ксения Зверькова, Камила Шабанова и Арина Сторожева изучают историю героя, чьим именем названа их школа, Фото: Наталия Нечаева

Пройдя путем героя, начинаешь больше ценить прошлое

  • Александр Хохлов
  • 2.12.2019

О подвигах солдат Великой Отечественной войны необходимо знать. Для этого проект «Путь героя» и проводит ребят по местам боевой славы тех, чьими именами названы их школы.

Проект «Путь героя» — образовательный туристический маршрут по местам, связанным с боевым путем в годы Великой Отечественной войны Героя Советского Союза, имя которого носит школа. В столице «именных» образовательных учреждений 49. Старт проекту, посвященному 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, был дан на параде кадетского движения Москвы 6 мая 2019 года, а завершится он накануне 9 мая 2020 года.

О том, как в столице реализуется эта программа, «Вечерней Москве» рассказал руководитель государственного бюджетного учреждения города Москвы «Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро.

Матвей Дмитриевич, сколько команд столичных школьников уже прошло по фронтовым дорогам героев?

— Закалку в походах по местам боевой славы героев Великой Отечественной войны уже получили ученики 30 московских школ. Остальным 19 путешествие предстоит в ноябре. После возвращения все отряды подготовили сценарии тематических уроков о героях, которым был посвящен поход. Пополнились и экспозиции школьных музеев.

Наверное, полученные ребятами личные впечатления важнее, чем пополнение музейных стендов?

— Безусловно. Совершая путешествие, они как бы «касаются» истории, становятся «соучастниками» подвига. Это гораздо сильнее любых рассказов. Хрестоматийные образы наполняются реальным содержанием, что дает пищу для размышлений: а я выдержал бы такие испытания? Это хорошая школа реальной жизни.

Кстати, испытываемые в туристском походе по местам боевой славы «тяготы и лишения» — это тоже полезная практика для молодежи. Современная школа нацелена на обучение, а социальные компетенции необходимо развивать в системе внешкольного образования. Туризм легко и быстро дает понять, что такое дружба, взаимовыручка, преодоление трудностей и, что еще важнее, преодоление собственных слабостей.

И когда мы пришли к главе Департамента образования и науки города Москвы, Исаак Калина сразу оценил и поддержал идею. Соединение патриотической, образовательной и социальной составляющих — это здорово. Приняли проект и директора школ, в каждом «именном» столичном учебном заведении были сформированы команды школьников-туристов, разработаны маршруты. По нашим рекомендациям продолжительность похода, на протяжении которого школьники осуществляют поисково-исследовательскую работу, составляет не менее трех дней, а протяженность пути — не менее 30 километров.

Какие походы получились наиболее интересными?

— Они все интересные. Но меня больше всего захватили две истории. Первая: ученики школы № 329 имени Алексея Хлобыстова, единственного боевого летчика, совершившего в одном воздушном бою два тарана, побывали на его малой родине — в селе Захарове Рязанской области. Там ребята познакомились со сверстниками из местного поискового отряда. Теперь прорабатывается план совместной экспедиции к месту гибели гвардии капитана — у Печенгского шоссе в Мурманской области. Вторая: на месте падения сбитого в воздушном бою самолета Героя Советского Союза Алексея Маресьева побывали ребята из школы № 89. Они увидели, в каких условиях совершил подвиг летчик, как тяжело ему было выжить. Это первая детская экспедиция, прошедшая по пути прославленного пилота!

Недавно было объявлено, что начинается второй этап проекта «Путь героя». Что будет?

— Первоначальная идея получила неожиданное развитие. Директора московских школ, которые не носят имен героев, стали обращаться к нам с предложениями принять их в проект. Среди выпускников многих учебных заведений Москвы есть участники Великой Отечественной войны, и во всех без исключения столичных школах сегодня учатся правнуки защитников Родины. Неважно, были ли эти люди героями СССР, все они сражались с врагом, каждый из них внес вклад в Победу. Многие из них стали выдающимися москвичами. Почему бы не пройти по местам их боевой славы? Это яркое проявление народной инициативы, что-то близкое к «Бессмертному полку», на шествия которого выходят по велению сердца и по долгу памяти.

Департамент образования и науки решил объявить второй этап проекта. Сейчас в Москве работает 34 межрайонных совета директоров. Каждый проведет конкурс среди своих школ, в результате которого по три школы от совета войдут в проект. Таким образом, к 49 учреждениям добавятся еще более 100 участников. Возможно, эти экспедиции приведут к тому, что в Москве станет больше школ с именами героев. Но самое важное, этот проект показывает, что юные москвичи любят активный туризм и любят свою страну.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ксения Зверькова, ученица 9б класса ГБОУ «Школа № 2055 имени Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова»:

— В конце сентября этого года я впервые вместе с ребятами из нашей школы побывала на месте страшных боев 1941 года под Ельней, где погибла Краснопресненская дивизия народного ополчения. Видя на обелисках тысячи фамилий погибших, понимаешь цену Великой Победы. У бойцов не хватало винтовок и патронов, но в своем первом и последнем бою московские ополченцы встали на пути врага живым щитом и не пропустили фашистов к родному городу. Сейчас по программе «Путь героя» мы готовимся к поездке в Калининград. После похода посетим воинский мемориал, где захоронен самый молодой из москвичей, удостоенных на войне звания Героя Советского Союза — Юрий Костиков.

Рекомендации