Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал рекомендации по подготовке выпускников школ к Единому госэкзамену (ЕГЭ) по истории и обществознанию «На все 100».
В этом году в экзаменационной работе по истории будет сохранен ряд заданий, представленных в предыдущей модели экзамена, однако некоторые задания были исключены, в том числе историческое сочинение.
— Подготовка к написанию исторического сочинения в последние годы для многих выпускников свелась к заучиванию шаблонных текстов. Но мы хотим совсем не этого. Мы хотим, чтобы выпускники овладевали систематическими знаниями по истории и необходимыми умениями, — рассказал заместитель руководителя комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории Игорь Артасов.
Исключение ряда заданий позволило разгрузить работу и создать возможности для включения в экзамен заданий, нацеленных не только на проверку знаний, но и важных умений.
Общее время на выполнение экзаменационной работы сокращено в этом году до 180 минут.
В заданиях 6 и 11, которые предполагают выбор нескольких элементов из списка, было исключено указание количества верных элементов, представленных в списке. Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (задание 4), исключен материал по всеобщей истории и добавлен материал по истории России, связанный с важнейшими событиями, произошедшими в регионах России или за ее пределами (например, речь может идти о подписании за пределами России важных для нашей страны международных договоров).
В задании 10 на работу с исторической картой был расширен спектр проверяемых умений. Задания 14 и 15 на работу с изображением также были обновлены и преобразованы в задания с развернутым ответом, предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображенным памятником культуры.
Задание 16 с развернутым ответом теперь будет проверять знание фактов Великой Отечественной войны. Задания с развернутым ответом также проверяют знание причинно-следственных связей (задание 17), исторических понятий (задание 18), умение строить аргументацию (задание 19). События всеобщей истории, в том числе истории Древнего мира, встретятся участникам ЕГЭ во 2-м и 19-м заданиях.
— Лучшая стратегия в подготовке к экзамену по истории — историю учить. Не стоит всю подготовку сводить к выполнению заданий в формате ЕГЭ. Знание исторических фактов и причинно-следственных связей необходимо для выполнения заданий, в том числе задания на аргументацию, — посоветовал Игорь Артасов.
Как рассказала руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Татьяна Лискова, из экзаменационной работы 2022 года исключена часть заданий (1, 2 и 20 по нумерации 2021 года).
Во второй части работы тоже была исключена часть заданий, дублирующих друг друга по проверяемым умениям. Также в ЕГЭ 2022 года по обществознанию не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения.
— Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения преобразовано в задание с развернутым ответом. Во вторую часть работы включено задание 23 с развернутым ответом по Конституции Российской Федерации. Правильное выполнение этого задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания, — пояснила Татьяна Лискова.
Задание на составление плана развернутого ответа по предложенной теме (задание 28 в ЕГЭ 2021 года) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 года).
В инструкцию второй части добавлено положение о том, что неточности и ошибки в «дополнительных» (сверх требуемого количества) элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания. Система оценивания заданий дополнена соответствующими указаниями.
— Не надо ничего бояться. Все известно. Не появилось в требованиях ничего, что бы наши учителя не делали на уроках и чего бы вы не знали, — так прокомментировала изменения Татьяна Лискова.
МЕЖДУ ТЕМ
В течение октября специалисты Федерального института педагогических измерений проводили для будущих выпускников онлайн-консультации «На все 100» по предметам, по которым школьникам предстоит сдавать ЕГЭ в 2022 году.
Эксперты, в качестве которых выступили руководители комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) государственной итоговой аттестации по каждому предмету, рассказывали об изменениях, произошедших в КИМ в этом году, особенностях заданий, требованиях и критериях оценок работ, подробно отвечали на вопросы старшеклассников.
За три недели видеоконсультации собрали 830 тысяч просмотров. Самыми популярными стали эфиры, посвященные подготовке к ЕГЭ по математике, итоговому сочинению, обществознанию, русскому и иностранным языкам.
Сейчас консультации уже завершились, но вы можете прочитать о них на страницах нашей газеты в ближайших выпусках, а также посмотреть их видеозаписи на официальном сайте ФИПИ, в социальных сетях и на официальных каналах Рособрнадзора.