Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) традиционно в начале учебного года опубликовал изменения в Контрольно-измерительных материалах (КИМ) Единого госэкзамена.
В этом году коснутся они практически всех предметов, которые сдают ребята, и связаны с введением Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Изменения будут связаны с проверкой умений выпускников школ анализировать имеющуюся информацию, решать практические задания, давать развернутые и аргументированные объяснения. Также во всех учебных предметах планируется изменение шкалы перевода первичных баллов.
Определяем стилистику
В ЕГЭ по русскому языку из части 1 экзаменационной работы исключат составное задание (1–3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу будет включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
Кроме того, будет расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19 и уточнены нормы оценивания сочинения объемом от 70 до 150 слов.
Вычисляем вероятности
В ЕГЭ по базовой математике будет удалено задание 2, проверяющее умение выполнять вычисления и преобразования (данное требование внесено в позицию задачи 7 в новой нумерации).
Зато добавлено задание 5, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, и задание 20, где школьники должны показать, что способны строить и исследовать простейшие математические модели.
Кроме того, в КИМах количество заданий увеличилось с 20 до 21, максимальный балл за выполнение всей работы стал равным 21.
В ЕГЭ по профильной математике удалены задания, проверяющие умение использовать приобретенные школьниками знания и навыки в практической и повседневной жизни, а также задание, где нужно работать с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
При этом в КИМы добавят задания, проверяющие способности выпускников выполнять действия с функциями, моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий.
Сочинение большего объема
В ЕГЭ по биологии включено задание, проверяющее умение прогнозировать результаты эксперимента на основе знаний из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы.
Из работы по истории исключено историческое сочинение, но добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей.
А вместо задания с кратким ответом, посвященного Великой Отечественной войне, включено задание с развернутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками.
Участникам ЕГЭ по географии будут предложены два новых задания, проверяющие умение определять и находить информацию, недостающую для решения задачи и необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.
В ЕГЭ по литературе обогащен литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ–ХХ веков, отечественная литература ХХI века, включена зарубежная литература. Повышены требования к объему сочинения: теперь оно должно содержать не менее 200 слов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ольга Котова, заместитель директора ФИПИ:
— В 2022 году 11-й класс окончат обучающиеся, которые осваивали основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования. Поэтому ЕГЭ будет проводиться по новым требованиям, на основе ФГОС. Соответственно внесены изменения в КИМы ЕГЭ 2022 года.
Изменения достаточно значимы. Оптимизирована структура КИМ: от некоторых заданий отказались, другие были трансформированы. Включены новые задания, которые ранее прошли профессиональное обсуждение и апробацию. Общее направление изменений — наращивание объема заданий на применение навыков анализа различной информации, применение методов научного познания, решение задач, в том числе практических, развернутого рассуждения, объяснения, аргументации.
Можно ли считать это усложнением или упрощением КИМов? Нет. Проверяемое содержание не изменилось, поэтому никакого усложнения не произошло. С точки зрения проверяемых видов деятельности, главное — владение комплексом умений и навыков и способность их комбинировать для решения предложенных задач. Для ребят, которые полноценно осваивают учебную программу, изменения КИМ не сделали задания ни легче, ни сложнее. Все задания посильны и могут быть выполнены на основе учебной программы. Ребята, которые в силу разных обстоятельств пытаются подготовиться к экзамену, только заучивая типовые формулировки заданий и ответов на них, «золотые» сочинения, решения, рискуют получить низкий балл.