Федеральный институт педагогических измерений опубликовал рекомендации для выпускников школ, которые в этом году будут сдавать Единый государственный экзамен по географии. Советы основаны на анализе результатов ЕГЭ прошлых лет.
По опыту прошлых лет, выпускники успешно справляются с заданиями, требующими определять по картам географические координаты и расстояния, могут читать карты, составлять профиль рельефа местности, способны анализировать статистическую информацию в виде диаграмм.
А вот пониманию процессов и явлений, происходящих в географической оболочке, следует уделить больше внимания. Школьники зачастую не в полной мере владеют физико-географическими понятиями и терминами («континентальность климата», «циклон» и «антициклон», «исток», «устье», «межень», «русло», «платформа», «щит»), не знают признаков природных зон, взаимосвязи компонентов в природных комплексах, проявлений общих географических закономерностей на конкретных территориях.
При повторении раздела, посвященного природным и антропогенным причинам возникновения геоэкологических проблем на разных уровнях, необходимо сконцентрироваться на конкретных примерах рационального и нерационального природопользования, основных источниках загрязнения.
В прошлом году участники ЕГЭ продемонстрировали хороший уровень знаний географии России, особенностей ее природы и размещения населения, понимание особенностей природно-хозяйственных зон и районов. Внимание же следует обратить на знание состава крупных географических районов России. Так, 20 процентов выпускников считают Дальний Восток самым маленьким по площади территории географическим районом страны.
Еще одно — участники ЕГЭ знают столицы государств, но путают страны при соотнесении страна — столица: Испания и Португалия, Иран и Пакистан, Саудовская Аравия и Турция, Марокко и Афганистан. Затруднение вызвало краткое описание стран: Мексики, Норвегии, Бангладеш, Вьетнама, Швейцарии.
У выпускников сформировано верное представление о различии в структуре ВВП и занятости населения между развитыми и развивающимися странами. Однако нужно уметь выделять существенные признаки таких экономико-географических понятий, как международная экономическая интеграция, отрасль международной специализации, знать об особенностях размещения основных отраслей промышленности, сельского хозяйства мира, крупнейших производителей и экспортеров основных видов продукции.
— Экзамен по географии содержит две большие части, — отметил руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ по географии Александр Лобжанидзе. — В первой есть задания на определение правильной последовательности. И тут очень важно внимательно прочитать задание. Другая связана с выбором ответа, причем один из ответов может оказаться лишним. Кроме того, в первой части есть задание, где отчетом служат цифры. Тут необходимо обратить внимание на правильную расстановку знака до и после цифры.