Site icon Пресса в образовании

Ранцевый парашют продолжает спасать жизни летчиков

Прыжок на полюс с десяти километров

Офицер Русской императорской армии, акцизный чиновник, изобретатель Глеб Котельников занялся разработкой авиационного ранцевого парашюта РК-1 114 лет назад. «ПВО» узнала, как «небесный купол» спасал жизни людей.

В конце XIX века во всем мире началась эпоха аэростатов и аэропланов. С помощью летательных аппаратов люди стали покорять небесные горизонты. Позже встал вопрос, как же безопасно спускаться на землю. Воплотил в жизнь эту идею Глеб Котельников, который родился в Казани в 1872 году. После окончания Императорского Московского технического училища он был призван в армию, где посещал курсы телеграфистов, а кроме этого, активно занимался бегом, гимнастикой и тяжелой атлетикой.

24 сентября 1910 года Глеб Котельников присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания и стал свидетелем гибели летчика Льва Мациевича. Увиденное впечатлило Котельникова, поэтому он решил придумать средство спасения авиаторов.

Предстояло разобраться с тем, как его компактно упаковать, объясняет заслуженный летчик-испытатель РФ Игорь Сирота. Он рассказывает, что внешне изобретение напоминало обыкновенный школьный ранец, который можно было носить за спиной.

— У изобретения была полужесткая спинка и четыре клапана на ней. Внутрь помещался парашют со стропами, — добавляет Сирота. — Ткань парашюта должна была быть легкой и не пропускать воздух. Его складывали в ранец, потом защелкивались клапаны. Летчик после свободного падения мог дернуть за кольцо и раскрыть купол. И человек спускался на землю.

Для создания РК-1 потребовалось около десяти месяцев.

Парашют испытывали при помощи автомобиля. Машину разгоняли до максимальной скорости, после чего водитель дергал за спусковой ремень. Купол тотчас же раскрывался, а сила торможения заставляла двигатель заглохнуть. Потом РК-1 даже сбрасывали с аэростата вместе с манекеном весом около 80 килограмм. При этом большинство испытаний прошло успешно. Промышленное изготовление парашютов началось во время Первой мировой войны. Тогда выросла потребность в использовании средств спасения.

Следующая версия парашюта была создана в 1924 году. Глеб Котельников изготовил РК-4 с куполом диаметром 12 метров. Мягкая посадка обеспечивалась грузу массой уже до 300 килограмм. Кроме того, ученый разделил стропы на две части, прикрепив их к ранцу. Это помогало парашютисту маневрировать во время спуска.

В 1926 года Котельников передал свои изобретения государству.

— Впервые парашют смог применить наш летчик-испытатель Михаил Громов. Его именем теперь назван летно-испытательный институт в Жуковском. Он успел покинуть разваливающийся самолет в воздухе и благополучно приземлился на землю, — рассказывает Игорь Сирота. — Так Громов наглядно доказал, что ранцевый парашют, который придумал Котельников, может оказаться спасительным. После этого случая Михаил Громов получил от Международной авиационной федерации почетную награду — медаль «Золотая гусеница».

Инженеры и конструкторские бюро в дальнейшем занимались модернизацией идей Котельникова. Уже с 1929 года иметь при себе парашют стало обязанностью летчиков.

С целью дальнейшего усовершенствования изобретения Глеба Котельникова в 1946 году создан Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантной техники. В наше время институт входит в состав одной из крупнейших госкорпораций страны. И смог стать лидером в области парашютостроения России.

— «Ранец» продолжили активно внедрять и в современную авиационную промышленность, — продолжает Игорь Сирота. — Десантные парашюты — это классические «ранцы» Котельникова с куполом круглой формы. Их скорость падения регулировалась благодаря сопротивлению воздуха. Следовательно, они плохо управлялись.

По словам Игоря Сироты, с развитием технологий парашюты немного видоизменились.

— Сейчас это прямоугольник с интересным названием «крыло», — поясняет Сирота. — Они могут различаться по количеству секций, площади, удлинению купола и материалу. Если раньше парашют допускал только вертикальное снижение, то сейчас летчик имеет возможность планировать туда, куда ему нужно, более того, независимо от погодных условий.

Парашют предлагалось использовать и пилотам пассажирских самолетов, например Ту-154. Для этого внутри кресла была предусмотрена специальная чашка со сложенным в ней куполом. Когда нужно было покинуть самолет, летчик просто сбрасывал фонарь и «вываливался» из самолета. При этом специальные пружины вытягивали купол наружу. После чего летчик благополучно приземлялся.

Спустя годы десантные парашюты были модернизированы и стали использоваться в спорте. Например, появилась акробатика, когда парашютисты командой из четырех или восьми человек выстраиваются в воздухе в различные фигуры, после чего раскрывают свои купола. Иногда спортсмены даже прыгают с лыжами или сноубордом.

Идея ранцевого парашюта, которую впервые воплотил в жизнь Глеб Котельников, оказалась достаточно проста, а все простое бывает гениальным и признанным во всем мире.