23 декабря исполняется 167 лет со дня рождения великого театрального деятеля Владимира Немировича-Данченко (1858–1943). Его любовь к сцене зародилась в детстве, когда он жил в Тифлисе (ныне Тбилиси) с матерью. Ей очень хотелось ходить в театр, но вдове появляться в общественных местах в одиночку было неприлично.
— Но если компанию составляет мужчина, даже девятилетний, то пожалуйста, — улыбается Наталья Федоренко, заведующая музеем-квартирой Немировича-Данченко (филиал Музея МХАТ). — Дома Володя воспроизводил увиденное в спектаклях, устраиваемых на подоконнике — куклами служили вырезанные из игральных карт фигурки.
Когда юноше исполнилось 15, им заинтересовался знаменитый актер Яблочкин, обосновавшийся с семьей в Тифлисе. Ему нужен был репетитор для сына, а Немирович-Данченко с 13 лет давал частные уроки. Эта подработка еще больше сблизила Владимира с миром театра. Окончив гимназию с медалью, Немирович-Данченко поступил в Московский университет на физико-математический факультет.
— Эта наука его не влекла, но там платили стипендию, — объясняет его выбор Наталья Федоренко. — Владимир Иванович активно посещал театры, хотя университетское руководство этого не одобряло. Тогдашняя игра актеров ему не нравилась, и он стал писать об этом в прессе…
Как известно, много лет спустя Немирович-Данченко вместе со Станиславским задумал реформировать театральную систему. В этом тандеме Владимир Иванович продолжал играть роль отличника, педагога — и спасителя. На репетициях он, в отличие от Станиславского, умел все тихо и необидно объяснить.
— Станиславского не устроил Иван Москвин, выбранный на главную роль в «Царе Федоре Иоанновиче», — приводит пример Наталья Федоренко. — Тогда Немирович-Данченко стал репетировать с Москвиным в сторожке, потому что сцена была занята. Он нашел к актеру подход, и спектакль состоялся…