Российская профессия с немецкими корнями

  • Арсений Козырев
  • 9.09.2024

Термин «слесарь» произошел от немецкого слова «шлоссер» (профессиональный изготовитель замков) в 1463 году. А уже в 1545 году в Германии образовался профессиональный цех.

По словам заместителя директора комплекса градостроительства «Столица» Ольги Титовой, слесарь — это разносторонняя профессия, которая дает возможность устроиться на хорошую работу сразу же после получения специального образования.

— У работодателей есть огромный спрос на наших выпускников, потому что Москва очень нуждается в них, — рассказывает Ольга Титова. — Слесарь по ремонту строительной техники — это высококвалифицированный специалист, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобилей, дорожно-строительных машин и тракторов. По словам Титовой, за последние 20 лет Москва очень активно развивается, строятся жилые комплексы, современные промышленные и торговые предприятия, развлекательные центры и многое другое. И везде специальная техника.

— Вся техника, выполняющая строительные работы, рано или поздно может выйти из строя, — подчеркивает Ольга Титова. — А с поломкой даже одной машины темпы строительства сильно замедлятся. Поэтому за машинами надо следить. И тут без слесарей не обойтись. А получить образование, которое в будущем дает высокооплачиваемую работу, можно после окончания девяти классов. Обучение в нашем колледже занимает один год и десять месяцев. При этом средний заработок по окончании обучения начинается от 60 тысяч рублей.

— На первом курсе студенты проходят общеобразовательные предметы, — говорит она. — В этом году на 600 часов увеличен объем занятий на освоение профессии. После этого они становятся слесарями второго разряда.

По словам заместителя директора колледжа «Столица», в их учебное заведение ежегодно поступают около 60–70 человек.

— При этом профессию «слесарь» уже нельзя считать только мужской. На сегодняшний день десять процентов от поступающих на учебу — девушки, — улыбается Ольга Титова. — Чтобы успешно влиться в эту сферу, нужно быть внимательным, развивать коммуникативные навыки и быть выносливым.

Слова Ольги Титовой подтверждает пример студентки Дарьи Артюховой. И хотя она учится не в «Столице», а в другом учебном заведении — политехническом колледже имени П. А. Овчинникова — вопрос о выборе профессии перед ней не стоял.

По словам девушки, на выбор профессии — мастер слесарных работ — повлиял пример моего отца, профессионала своего дела,

— Мама поддержала меня словами: «Хочешь быть лучшей — выбирай лучшее», — говорит Дарья Артюхова. — Мне с детства нравилось наблюдать, как работают с металлом. На первом курсе колледжа, когда началась практика, я еще раз убедилась, что «слесарка» — это мое. Мне нравятся все части процесса: и рубка, и гибка, и опиливание, и сверление. Считаю, что нашла себя.

Другую девушку — Елену Кутыреву, студентку Московского автомобильно-дорожного колледжа имени А. А. Николаева, к выбору профессии подтолкнула покупка собственного автомобиля.

— Мне захотелось не просто быть водителем, а еще и самостоятельно разбираться в техническом обслуживании машины, — говорит Елена Кутырева. — Так, недолго думая, я стала студенткой МАДКа по специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». По словам Елены, она наравне с ребятами изучает правила диагностики, устранение неисправностей, контроль состояния систем автомобиля. В правильности выбора Елена еще раз убедилась, попав на производственную практику в один из сервисов.

— Я занималась разными работами, обс лужив анием, ремонтом, подбором запчастей, впервые снимала двигатель, — вспоминает студентка. — И поняла, что больше всего мне интересен ремонт именно двигателей. Это сердце машины, самая важная часть.

А сейчас у девушки появилась новая область для развития своих профессиональных навыков. Она решила попробовать себя в детейлинге автомобилей.

— Меня очень заинтересовала такая специализация, — делится Елена Кутырева. — Но главное, это то, что умение устранять визуальные повреждения очень востребовано на рынке труда. В любом случае я считаю, что, немного переиначивая выражение героя произведения Максима Горького «На дне», я с полным правом могу сказать: «Женщина-автомеханник — это звучит гордо!».

Коллегой двух представительниц прекрасного пола мечтает стать и студент Московского технологического колледжа Владислав Лазарев, который учится на мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей.

— Мы изучаем приемы работы простыми и высокоточными измерительными слесарными инструментами, — говорит Владислав Лазарев. — Это базовый уровень для будущих автомехаников и слесарей. Наши мастерские оборудованы по последнему слову техники всем необходимым для работы с металлом. В колледже есть и лаборатория, где представлены измерительные инструменты. Причем у студентов есть возможность для их практического применения.

Владислав поясняет, что учащиеся могут с их помощью измерить внутренний диаметр цилиндров двигателей внутреннего сгорания, проверить биение валов, определить твердость металлов.

— Процесс обучения включает практические занятия, на которых мы закрепляем полученные ранее теоретические знания непосредственно на оборудовании, — говорит студент. — После окончания колледжа мы можем трудоустроиться на одно из предприятий-партнеров, с которыми сотрудничает наш колледж.

СПРАВКА

После окончания учебного заведения слесарю присваивается 1–4-й разряд, 5–6-й получают, сдав практический экзамен на предприятии. Первый разряд присваивается работнику без специальных навыков. Второй дает право на выполнение сборки и разборки простых механизмов. Специалист третьего разряда собирает, разбирает, ремонтирует механизмы среднего уровня сложности. Слесарь, которому присвоен четвертый разряд, имеет право на ремонт более сложного оборудования.Пятый дает допуск к работам с механизмами высокого уровня сложности. Шестой разряд — самый высокий. Специалист такого класса может выполнять точную настройку механизмов и контролировать других сотрудников.

КСТАТИ

В 1913 году зарплата слесаря была 57 рублей. Это, примерно, 86 тысяч рублей в пересчете на сегодняшние деньги. Для сравнения, чиновник среднего класса зарабатывал 62 рубля (94 тысячи), учитель гимназии 85 рублей (129 тысяч), а полковник — 325 рублей (492 тысячи). Эти цифры привела Счетная палата России, проанализировав данные о зарплатах, которые получали представители различных профессий в Российской империи.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Плоскогубцы

Ручной слесарно-монтажный инструмент или электромонтажный с губками пирамидальной формы, со специальной насечкой на внутренних плоских поверхностях.

Электрическая дрель

Автоматический электроинструмент, предназначенный для придачи вращательного движения сверлу или другому режущему инструменту.

Мультиметр цифровой

Предназначен для измерения двух или более электрических величин, в первую очередь напряжения, силы тока и сопротивления. Это стандартный диагностический инструмент для технических специалистов в электротехнической и электронной промышленности.

Рожковый ключ

Инструмент, рабочий профиль которого охватывает крепежную деталь с двух или трех сторон.

Сверлильные машины

Электроинструмент, который используется для высверливания, зенкеровки, развертывания, нарезания резьбы в изделиях из металла и бетона.

Шлифовальная машинка

Инструмент, предназначенный для резки, зачистки, шлифовки и полировки разных материалов. Кроме того, может применяться для удаления лакокрасочного покрытия и шлифовки различных поверхностей.

Рекомендации