В следующем учебном году к окончанию средней школы подойдут те, кто восемь лет назад, в 2010 году, будучи первоклассниками, начал заниматься по новым Федеральным государственным образовательным стандартам.
Акцент на практикоориентированные задания
Все эти годы педагоги учили ребят системно-деятельному подходу, а именно, рассказывали, как применять метапредметный подход к освоению учебной программы, стремились раскрыть личность ребенка, его таланты, способности к самообучению и коллективной работе, пытались сформировать у ребенка ответственность за свои поступки.
Исходя из этого Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) готовит для них усовершенствованные Контрольно-измерительные материалы (КИМ). На сайте ФИПИ уже размещены перспективные модели КИМов по семи предметам: истории, обществознанию, географии, биологии, физике, химии и информатике.
Акцент в материалах сделан на практико-ориентированные задания. То есть такие, где ребенку придется показывать свое умение отбирать и комбинировать знания, находить оптимальные пути решения.
— Оценке в новых КИМах будут подлежать как предметные, так и метапредметные результаты обучения, в частности навыки функционального чтения, умение объяснять явления и процессы окружающего мира, аргументировать свое мнение, рассуждать, сравнивать, применять полученные знания на практике, — уточнила Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений. — При этом часть прежних заданий в контрольно-измерительных материалах будет сохранена.
Какие же изменения должны коснуться КИМов, разбираемся вместе с экспертами.
Информатика и ИКТ
— Самое важное новшество — это, безусловно, проведение экзамена на компьютере, поскольку все мы живем в эпоху цифровой экономики, — говорит Сергей Крылов, руководитель комиссии разработчиков КИМов для ГИА по информатике и ИКТ. — Акцент в КИМах будет сделан на практикоориентированные задания, которые покажут, как школьник умеет представлять информацию, обрабатывает ее, готовит презентации о результатах своей деятельности.
История
— В КИМах мы расширим спектр вопросов, направленных на установление причинно-следственных связей, — рассказывает Игорь Артасов, руководитель комиссии разработчиков КИМ для ГИА по истории. — Приведу пример.
В старой модели контрольноизмерительных материалов было задание: «Указать одну из причин начала Великих реформ 1860–1870 годов». Школьник из предложенных причин должен был выбрать одну, в частности «Неудачи России в Крымской войне». Теперь же девятиклассникам придется еще и аргументировать свой ответ.
Также в контрольно-измерительных материалах по истории появится такое задание, где выпускникам придется составлять последовательный связный текст на основе приведенных терминов, названий и фактов.
Планируется увеличить и количество заданий для девятиклассников по работе с исторической картой, анализом текстовых исторических источников. Появится в КИМах и такое задание, по условиям которого ребятам нужно будет найти в предложенном тексте фактические ошибки.
Помимо этого, в контрольноизмерительные материалы будет включен блок вопросов на знание зарубежной истории.
Обществознание
— В новой модели мы отказываемся от репродуктивных заданий и переходим к более творческим, уходим от частностей и движемся к комплексному анализу, — говорит Татьяна Лискова, руководитель комиссии разработчиков КИМов для ГИА по обществознанию. — Ребятам будет дано визуальное изображение социальной ситуации или суждение о ней. Им придется сформулировать свое мнение, подкрепить его аргументами, предложить способ действия.
В КИМах появится и задание, связанное с фотографией. Школьникам придется проанализировать ситуацию, сделать выводы о том, например, как надо вести себя в обществе, почему мы дружим…
Физика
— Акцент будет сделан на том, чтобы проверить, как школьники умеют использовать полученные на уроках знания в жизненных ситуациях, — поясняет Марина Демидова, руководитель комиссии разработчиков КИМов для ГИА по физике.
Появятся задания, показывающие, как ребята проводят опыты и исследования, делают измерения, снимают показания, пользуясь приборами. И на основании этих опытов делают выводы. Некоторые задания будут на лабораторном оборудовании.
Биология
— В новых КИМах появятся вопросы, связанные с темой «экология», строением и функционированием человеческого организма. Это необходимо в связи с тем, что в обществе существует запрос на здоровый образ жизни, на правильное питание, — рассказывает Валерьян Рохлов, руководитель комиссии разработчиков КИМов для ГИА по биологии.
Химия
— Одним из новых заданий станет определение состава вещества в пробирке, — рассказывает Дмитрий Добротин, руководитель комиссии разработчиков КИМов для ГИА по химии. — Для этого будет предложен перечень веществ, из которых ученик должен выбрать те реактивы, которые позволят определить вещество. Потребуется спланировать эксперимент, составить алгоритм действий и провести опыт.
География
— Появится больше заданий практической направленности, — говорит Вадим Барабанов, руководитель комиссии разработчиков КИМов для ГИА по географии. — В экзаменационные материалы будет включена работа с реальными информационными сообщениями, например, представлена заметка о колебаниях и снижении уровня воды в озере Байкал. После прочтения ребятам нужно будет рассказать, какие регионы это затронет, к каким изменениям климата может привести.
И предложить вариант поддержания уровня воды в озере на определенном уровне. Это позволит оценить общую географическую грамотность выпускников.