Фото: Pixabay

Штурманы подземных трасс

  • Василиса Чернявская
  • 10.10.2022

Строительство в мегаполисе — задача трудная, решить ее призваны самые разные специалисты. Среди них — инженеры-геологи и маркшейдеры, от работы которых зависит принятие важнейших технических решений.

Кстати, одними из первых в столице маркшейдерскую службу создали именно при управлении Мосметростроя. В этом году она отмечает 90-летие.

— На геодезическо-маркшейдерскую службу была возложена ответственность в течение всего периода строительства, начиная с проходки первого шахтного ствола и сооружения подходных выработок до выхода на трассу и прокладки тоннелей, — рассказывает главный маркшейдер СМУ-8 АО «Мосметрострой» Михаил Малмыга.

Тяжелые геологические условия, большая влажность, плохая видимость ограничивают возможности применения даже самых современных приборов и инструментов. Задавая направление подземным выработкам, маркшейдер не имеет возможности узнать результат своей работы до момента сбойки. Маркшейдерский отдел и тогда, в начале работы, и сейчас способен решать самые сложные технические задачи в области подземного строительства и исполнительной документации.

— Сегодня в арсенале службы самые современные агрегаты: компьютеры, тахеометры, лазерные приборы, системы спутниковой ориентации, — перечисляет он современные преимущества.

Сами маркшейдеры много времени проводят на объектах. Среди них есть и мужчины, и женщины. Точные расчеты здесь зависят прежде всего от знаний специалиста и его умения пользоваться современными приборами. Так, инженером-геологом отдела геологии и маркшейдерии АО «Объединение «Ингеоком» является Ольга Гурьева.

На ее хрупких плечах лежит огромная ответственность за принимаемые решения. Такой пример: если в котловане будущей станции возрастает водоприток, Ольга отправляется проводить замеры и передавать информацию коллегам.

— Геология — это не профессия, а призвание, — уверенно заявляет она. — Строительная геология — целая наука, благодаря которой нужно правильно оценить положение сооружения относительно геологических элементов. Информация позволяет просчитать различные риски.

Геологов-инженеров и маркшейдеров в строительных компаниях, кстати, еще называют штурманами подземных трасс. Они помогают также вести тоннелепроходческие комплексы — те соединяют перегонами соседние станции. Все свои действия фиксируют в документации.

Сейчас эта профессия особенно востребована — в Москве все больше строят не просто новые станции, а целые линии городской подземки. Заработная плата у маркшейдеров и геологов-инженеров «стартует» в вакансиях от 80 тысяч рублей в месяц. Платить некоторые компании готовы до 200 тысяч рублей. Высшее образование — обязательный пункт при приеме на столь ответственную работу.

В современных реалиях нужны и знания программного обеспечения. Без такой компьютерной базы не обходится ни один выезд подземных специалистов.

Кстати, и романтику в этой, на первой взгляд, очень расчетливой, профессии никто не отменял. При работе на сооружении станций метро специалисты обнаруживают самые разные древности, например окаменелости вымерших головоногих моллюсков аммонитов (времен мезозойской эры) и белемнитов (возрастом около 150 миллионов лет). Находки передают в городские и школьные музеи и клубы.

СПРАВКА

Маркшейдер (немецкое Markscheider), от Mark «отметка», «граница» + Scheider «отделитель» — специалист, который проводит пространственно-геометрические измерения в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности, после чего наносит результаты измерений на планы, карты, разрезы при горных и геолого-разведочных работах. Помимо определенных знаний, умений и навыков этот специалист обязан обладать очень уравновешенным характером, быть педантичным, аккуратным и точным, знать технику безопасности. Ошибки в его работе могут привести к колоссальным убыткам, авариям с массовой гибелью людей.

Рекомендации