Фото: Pixabay

Слесарь, который собирает самолеты

  • Никита Миронов
  • 25.04.2022

После слова «слесарь» мы привыкли слышать слово «сантехник». Но в Москве учат не только на сантехника, но и на слесаря-сборщика летательных аппаратов! Продолжаем рассказ о том, каким востребованным рабочим специальностям учат в столичных колледжах.

— Профессию слесаря-сборщика летательных аппаратов можно получить как после 9-го, так и после 11-го класса, — рассказывает мастер производственного обучения Политехнического колледжа им. Н. Н. Годовикова Олег Цупкин. — Сначала, конечно, мы обучаем теории: материаловедение, механика, аэродинамика, черчение, инженерная графика, технология, конструкция летательных аппаратов.

Чтобы научиться во всем этом разбираться, нужно как минимум иметь технический склад ума и способность к техническому творчеству. Эта профессия — не для всех! Во время учебной практики ребята учатся читать чертежи, осваивают слесарное дело и, что важно, своими рукам делают узлы будущих летательных аппаратов: самолетов, вертолетов, дирижаблей и вообще всего, что летает. Чаще всего они работают со сплавами из алюминия. Сами учатся обрабатывать «небесный металл», сверлить его, нарезать резьбу, склеивать, паять. В конечном итоге каждый из ребят должен своими мозгами и руками изготовить 2–4 детали, а потом сделать из них узел для летательного аппарата. Это уже не кружок юных авиамоделистов, это профессия.

— Учебная практика длится 324 часа. Это серьезный срок, в течение которого действительно можно много чему научиться, — убежден Олег Цупкин. — По сути, за это время студент учится работать руками: чувствовать металл, понимать его свойства, заставлять принимать необходимую форму. Тут одних ловких рук недостаточно, нужны еще и светлая голова, и теоретические знания, и элемент творчества, ведь свойства металлов и технологии их обработки порою весьма серьезно отличаются.

Затем следует производственная практика. В Москве и области есть заводы, где ремонтируют самолеты. Есть предприятия, на которых выпускают вертолеты, есть предприятия Роскосмоса и ОДК — Объединенной двигательной корпорации. И везде требуются слесари.

— Для этой работы очень важна дисциплина, — рассказывает Олег Цупкин. — Будущие работодатели за нашими студентами присматривают и лучших после практики приглашают остаться на предприятии. Некоторые выпускники потом работают в аэропортах Москвы и области, а кто-то даже устраивается на предприятия военно-промышленного комплекса и собирает, например, аппараты противовоздушной обороны.

Как пояснил эксперт, у самых неопытных молодых слесарей зарплата начинается от 30 тысяч рублей. Но впоследствии можно выйти и на 100–120 тысяч — все зависит от опыта, сложности выполняемой работы и, конечно, квалификации. Вообще слесарь, умеющий собирать летательные аппараты, это, конечно, «белая кость». С этой редкой интересной специальностью он потом может устроиться и на машиностроительное производство, и на многие заводы Москвы и области. Хотя, конечно, работать для авиации или оборонного комплекса намного интереснее и престижнее, чем слесарем в управляющей компании. Да и зарплатой работодатели, как правило, не обижают. В общем, желающих «пойти в авиацию» среди ребят немало.

ГДЕ УЧИТЬСЯ

Получить в Москве профессию слесаря можно в Колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, Колледже индустрии гостеприимства и менеджмента № 23, Образовательном комплексе градостроительства «Столица», Колледже архитектуры и строительства № 7, Московском индустриальном колледже, а также на специальных курсах, где вас за несколько месяцев научат слесарному мастерству той или иной специфики — от автомобильной до жилищно-коммунальной.

Рекомендации