Будущий летчик-испытатель Петр Нестеров родился в Нижнем Новгороде 27 февраля 1887 года. Его отец Николай был офицером-воспитателем Нижегородского имени графа Аракчеева кадетского корпуса. И Петр после смерти родителя учился там же.
Его достижения в обучении были отмечены. Юношу направили в Михайловское артиллерийское училище Петербурга, которое тот окончил с отличием и получил чин подпоручика. Далее Петр поступил на службу в Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду во Владивостоке, а через четыре года уехал на Кавказ. Именно там он познакомился с пилотом-авиатором Артемием Кацаном, построившим планер собственной конструкции. Петр Нестеров вдохновился примером и решил участвовать в разработке летательного аппарата, который бы почти всецело «подчинялся пилоту».
Созданный по его чертежам планер испытания прошел хорошо. Так начался путь Нестерова как летчика.
Во время Первой мировой войны французы считались лидерами воздухоплавания. Петр Нестеров понимал, что именно они смогут совершить невыполнимый до сих пор маневр — замкнутую в небе «петлю». И 27 августа 1913 года, поднявшись в воздух с киевского военного аэродрома на Сырецком поле, на самолете «Ньюпор-4» Нестеров впервые в мире сделал это. Фигуру пилотажа он назвал «мертвой петлей», рассказал в беседе с корреспондентом «ПВО» летчик-испытатель, мастер спорта международного класса по высшему пилотажу, Герой Российской Федерации Юрий Ващук.
— Правда, практического применения было мало, «петля» воспринималась как шоу, — говорит он. — Сегодня же это способ уйти от атаки. А раньше самолеты-истребители пользовались вертикальным маневром после нанесенного удара в «хвост» врага. Расчет был на преимущество скорости и тягу двигателя.
По словам Юрия Ващука, сейчас «мертвая петля» — основной элемент летной подготовки летчиков-истребителей. Кстати, получить дополнительное летное образование недалеко от Москвы можно в Егорьевском авиационном колледже им. Чкалова.