Совмещать классику с современностью. Как заинтересовать школьников уроками литературы

  • 31.08.2022

Школьников средних и старших классов сложно увлечь чтением. Как показал опрос, проведенный доцентом ВШЭ, все произведения школьной программы осваивают меньше 20% старшеклассников, а почти 10% совсем их игнорируют. Может ли учитель литературы актуализировать классику, обсуждалось на конференции «Августовка Учи.ру — 2022». О том, как заинтересовать современных подростков уроками литературы, важными для культуры произведениями и их авторами, рассказала учитель русского языка и литературы высшей категории Лариса Арачашвили.

Почему важно понимать ценности современных подростков 

Когда ребенку исполняется 11-12 лет, взрослые перестают играть главную роль в его жизни. Он уже не равняется на родителей или учителей — теперь он смотрит на сверстников и известных личностей: в основном блогеров. Поэтому авторитета учителя уже недостаточно, чтобы школьник просто сидел и слушал материал, выполнял задания, стремился показать хороший результат на уроке. Учителю нужно искать способы войти в диалог с подростком.

 

Чтобы найти подход к ребенку, нужно понимать, что для него сейчас в приоритете. Например, если в 1 классе умными хотят быть 90% детей, то 5 классе — уже только 40%. Но более интересно то, что в 5 классе 60% школьников говорят, что для них важно иметь друзей. И все, чем дети занимаются, с чем они сталкиваются, они обсуждают с друзьями. Значит, школьники в 5 классе и старше будут читать то, о чем им будет интересно разговаривать между собой.

 

Менять по своему усмотрению под детей список обязательной литературы учителя не могут, поэтому следует подавать эти книги более увлекательным образом. Во-первых, найти крючки, которые зацепят подростков — какие-то моменты, которые учитель будет разбирать на уроке вместе с учениками или даст на разбор в качестве домашнего задания.

 

Например, в произведении «Сказка о мертвой царевне» А. Пушкина есть слово «рогатка». Оно знакомо подросткам, но на самом деле используется не в том значении, к которому они привыкли. Учитель может предложить им выяснить, правильный ли предмет они представляют. Это действенно, потому что подростки любят узнавать что-то новое и потом создавать «вау-эффект» для родителей или друзей, рассказывая об этом.

 

Во-вторых, стоит поискать в общеизвестных произведениях знакомые ребенку ситуации. Учитель может провести параллели с современными историями или предложить сделать это самостоятельно — такой метод тоже работает как элемент вовлечения. 

 

Как учителю мотивировать подростков на изучение литературы 

 

Пробуйте создавать и переосмысливать тексты в новых форматах: TikTok-видео, буктрейлеры, иллюстрации, мемы. Выдавайте такие задания подросткам на уроке или домой. Это эффективно, потому что для реализации любого из форматов подростку нужно внимательно прочитать книгу. 

 

В буктрейлерах интересно посмотреть, какую музыку ученик выберет, как все свяжет, на что обратит внимание в тексте. А иллюстрации можно просить сделать в формате коллажей или так, чтобы все предметы из истории были современными. То есть заменить условное волшебное зеркало из сказки на планшет с видеосвязью, клубок — на навигатор, и так далее. Для подростка старая литература становится понятнее, когда в ней появляются элементы из привычной жизни.

 

Мемы многие учителя обходят вниманием, но это эффективный инструмент. Предлагайте ученикам сделать собственные мемы или найти интересные варианты в интернете и прокомментировать их. Подростками будет двигать соревновательный дух — у кого получится смешнее, необычнее.

 

Предлагайте ученикам проводить параллели между героями литературы и современными героями поп-культуры, которых они знают. Например, когда в программе есть былины, богатырей легко сравнить с супергероями. Кто на кого похож, в чем сходства, где отличия. Или при изучении темы романтического героя проводить параллели с Человеком-Пауком. Такие сравнения помогают ученикам увидеть, что современная культура базируется на классической, лично исследовать тему и расширить кругозор.

 

Единственная проблема перечисленных методов — их нужно обновлять примерно каждые 3 года. Те герои, которые были у школьников в почете вчера, сегодня уже менее известны и популярны, им на смену пришел кто-то еще. Когда мы разбирали романтического героя, я приводила в пример Человека-Паука, а мой ученик сказал, что сейчас лучшей иллюстрацией будет Бэтмен, и со знанием дела объяснил, почему. Или несколько лет назад школьники сравнивали «Преступление и наказание» с «Бойцовским клубом», а недавно — уже с фильмом «Война бесконечности».

 

Как еще вдохновить детей на изучение классической литературы

 

Подросткам нравится узнавать интересные факты: не просто переписывать характеристики героя, а выяснять, например, что книга, которую они сейчас читают, когда-то стала первым бестселлером. Или знакомиться с писателем не через сухую биографию, а необычные моменты: например, Н. Гоголь любил вязать — это удивляет и цепляет. Такие мелочи помогают увидеть в скучном классике живого человека.

 

Кроме этого подростки любят иллюстрации, поэтому старайтесь визуализировать все, что можно. Например, предлагайте по картинкам понять значение сложных слов в текстах — к примеру, что такое «редут» в стихотворении Лермонтова. Или показывать загадочную для младших классов Данию, где жил Андерсен.

 

В рамках второго дня конференции «Августовка Учи.ру — 2022» специалисты Учи.ру рассказали о новых курсах для 5-11 классов по физике, географии, биологии, обществознанию и литературе. В новом курсе по литературе использовались многие из  перечисленных приемов вовлечения детей в чтение. Курс сделан на основе исследования потребностей и «болей» учителей, детей и родителей, при этом с учетом ФГОС. Его можно использовать как для проведения урока, знакомства с темой или проверки ее усвоения, так и для домашнего задания.

 

Дети не любят читать, когда на них давят. Поэтому учителю важно включать в урок развлекательные элементы, осовременивать классическую литературу. Тогда у учеников не будет впечатления, что классика — это что-то пыльное, древнее и скучное.

 

Рекомендации