Девятиклассница Варвара Якубень разработала лучший военно-патриотический туристический маршрут. Первую экскурсию она провела для учеников своей школы — рассказала о подвигах бауманцев-ополченцев. Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Современным детям нужно чаще общаться с ветеранами

  • Алина Тукан
  • 7.05.2018

Ученица школы на Яузе Варвара Якубень победила в номинации «Памятники Победы и Скорби» во Всероссийском конкурсе на лучший военно-патриотический туристический маршрут. Свою работу девятиклассница посвятила бауманцам-ополченцам.

Скромная, с тихим, но твердым голосом, с настоящей русской косой до пояса и не по возрасту серьезным взглядом — девятиклассница Варя Якубень сразу дает понять, что история Великой Отечественной войны и для ее юного поколения — не пустой разговор.

— Маршрут я составляла несколько месяцев, — рассказывает она, ведя нас на крыльцо школы. — Поднимала архивы, читала книги. Понимала, что большинство ребят, участвующих в конкурсе, возьмут известные памятники или места. А я решила составить маршрут по мемориальным доскам. Им уделяется меньше внимания.

Поправляя косу и слегка щурясь от ласковых лучей весеннего солнца, Варя останавливается у крыльца и показывает мемориальную доску, которую здесь не так давно установили. На ней — имена учеников, погибших во время войны. Это и воодушевило Варю на создание маршрута.

— Я рассказываю о пяти досках, — продолжает Варя. — Все они посвящены бауманцам-ополченцам, находятся в разных местах Басманного района. Экскурсия рассчитана на детей 4–5-х классов. Перед финалом конкурса я провела настоящую экскурсию для ребят из нашей школы, рассказала о подвигах солдат, чьи имена выбиты на досках.

Экскурсию Варя продумала до мелочей: по пути от одной мемориальной доски к другой девочка рассказывала детям о значимых объектах района.

ШКОЛЬНИЦА ПРОВЕЛА ЭКСКУРСИЮ, ПОСВЯЩЕННУЮ ОПОЛЧЕНЦАМ, ДЛЯ РЕБЯТ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Например, про Богоявленский собор в Елохове, который один из немногих в районе принимал прихожан во время войны. А когда ребята спустились в метро, чтобы проехать от «Бауманской» до «Электрозаводской», Варвара поделилась историями о Московском метрополитене.

— На экскурсию я также пригласила ветерана Великой Отечественной войны Василия Мишустина, — рассказывает девочка. — И ребята смогли задать ему вопросы. Спрашивали, например, как страна восстанавливалась после войны, как жили дети, чьи родители не вернулись с фронта. У нас получился очень нелегкий, но искренний разговор. И, мне кажется, он был очень полезен современным детям.

Готовиться к конкурсу Варваре помогала педагог-организатор школы Вера Дригота. А еще родные, которые делились рассказами о войне.

— Мой прадедушка Сергей Поляков прошел всю войну, — рассказывает Варвара. — Сейчас ему 93 года. Подростком он оказался на оккупированной территории, в белорусской деревне. Немцы держали людей в страхе. А в один день они сожгли полдеревни в сарае, убили скот, разломали колодцы с водой, — вспоминает Варя рассказы деда, еле сдерживая слезы. — Прадедушка до сих пор винит себя за то, что тогда не смог никому помочь. Но слишком молод он был.

Второй прадедушка девочки, Григорий Дрелюш, воевал, был контужен в 1943 году и на фронт больше не вернулся.

— Но страшный отпечаток в памяти у него остался на всю жизнь, — говорит Варя. — Его не стало три года назад, на 91-м году жизни. Но его 90-летие мы отметили всей семьей, за большим столом. Прадедушка уже давно, конечно, не голодал, ни в чем не нуждался, но когда гости уходили, он сгребал все крошки со стола и клал себе в рот. По привычке.

При любом упоминании о войне у него тряслись руки, он вставал и уходил. Я горжусь своими дедами и всеми, кто пережил ужасы той войны.

 

Рекомендации