Современные трассы и аэродромы — результат трудов специалистов, в чьей работе сочетаются стратегическое мышление проектировщика, ювелирная точность геодезии и инженерные знания.
В столице по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог, аэродромов и городских путей сообщений» обучают в Московском автомобильно-дорожном колледже имени А. А. Николаева.
— Соотношение практики и теории у нас составляет 70 на 30, — говорит преподаватель Анатолий Клюев. — Ребята проходят теорию и сразу закрепляют ее в наших мастерских. А уже во втором семестре начинается производственная практика.
Это позволяет студентам плавно переходить от учебных заданий к производственным, ведь в мастерских колледжа представлен полный спектр самой современной техники.
Выпускники этой специальности могут выбирать различные профессиональные траектории — работу в строительных организациях, проектных институтах, компаниях, занимающихся эксплуатацией дорог, или в органах государственного управления.
— Наши ребята востребованы везде, где ведется строительство и содержание дорожной инфраструктуры, — подчеркивает Клюев.
Спрос на квалифицированных дорожников остается стабильно высоким, причем многие студенты начинают работать уже во время обучения, совмещая производственную практику с учебой по индивидуальному плану.
— После прохождения практики в дорожном управлении я получил предложение о трудоустройстве и сейчас совмещаю работу с учебой, — рассказывает студент четвертого курса Артем Крестин.
Производственная практика организована системно, через соглашения о сотрудничестве с различными ведущими дорожными организациями.
— За каждым студентом закрепляется опытный наставник, — продолжает Анатолий Клюев. — Он контролирует выполнение учебной программы и оценивает потенциал будущих специалистов. Многих студентов после практики приглашают уже на постоянную работу.
Доход дорожного рабочего второго разряда стартует от 75 тысяч рублей, а после получения диплома и повышения квалификации значительно возрастает.
— В условиях активного развития дорожной сети потребность в квалифицированных кадрах только растет, — подчеркивает Клюев. — Современное дорожное строительство требует не просто рабочих, а ценных специалистов, способных работать с высокотехнологичным оборудованием и сложными проектными решениями.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Нивелир
Геодезический прибор, предназначенный для определения разности высот между точками на местности относительно условного уровня. В дорожном строительстве используется для проведения вертикальной планировки, контроля уклона и высотного положения дорожного полотна.
Комплект сит для определения зернового состава
Набор стандартных сит для анализа зернового состава щебня, песка и гравия. Используется для определения фракционного состава материалов и проверки их соответствия требованиям ГОСТ.
Гидравлический пресс для определения предела прочности
Лабораторное оборудование для испытания дорожных материалов. Определяет предел прочности асфальтобетонных и цементобетонных образцов при сжатии и изгибе, позволяя оценить качество и надежность дорожных покрытий.
Пенетрометр
Лабораторный прибор, предназначенный для измерения глубины проникания иглы в битум под определенной нагрузкой за фиксированное время. С его помощью устанавливают вязкость и марку битума.
Нивелирная рейка
Инструмент для измерения превышений точек местности в комплекте с нивелиром. Представляет собой складную линейку с нанесенной шкалой. Применяется при строительстве дорог для контроля высотных отметок земляного полотна и дорожных покрытий.
СПРАВКА
Дорожное строительство в России началось при Петре I. В советское время отрасль получила мощный импульс: в 1920-е началось строительство дорог с твердым покрытием, в 1930-е появились первые участки с асфальтобетоном. Знаковое достижение 1960-х — возведение Московской кольцевой автомобильной дороги. В послевоенный период сформировалась единая система дорожного хозяйства с сетью профильных институтов и строительных организаций. От современного дорожника требуются как практические навыки работы со сложной техникой, так и знание цифровых технологий, стандартов качества и экологических требований.