На прошлой неделе прошла очередная встреча «Клуба учителей» в редакции газеты «Вечерняя Москва». Педагоги обсудили, как школьные знания применять в повседневной жизни.
Ведущий эксперт Московского центра качества образования Департамента образования и науки, доктор наук Елена Пономарева рассказала, что способность применять знания, умения и навыки для решения жизненных задач называется функциональной грамотностью.
— В течение жизни мы пользуемся не знаниями, а навыками. Например, кто-то может не помнить формулировки правил русского языка, но грамотно писать. Не знать, что такое система образов, но прекрасно анализировать литературные произведения, — говорит Елена Пономарева.
По ее словам, задача современных педагогов — объяснить школьникам, как все полученные во время учебы знания применять в жизни. Так у ребят будет больше мотивации узнавать что-то новое.
Заместитель начальника отдела Московского центра качества образования Департамента образования и науки, доктор наук Мария Шабанова в своем выступлении отметила, что функциональная грамотность помогает найти решение любой задачи.
— Некоторые считают: знания не нужны, потому что всю информацию можно найти в интернете, любой пример можно посчитать на калькуляторе, а все данные запомнит телефон. Но мысль о том, что наше участие в деятельности всех этих машин не нужно, — заблуждение. Везде есть погрешности, которые человек должен просчитывать сам, понимать, какой именно инструмент для поиска информации нужен. В этом как раз помогает функциональная грамотность, — рассказала Мария Шабанова.
Во время встречи «Клуба учителей» преподаватели столичных школ рассказали об инструментах, которые они используют в своей практике, чтобы развить в школьниках это важное качество.
Учитель русского языка и литературы школы № 1231 имени Василия Поленова Анастасия Гавриленко считает, что преподавателям нужно искать новые форматы заданий, направленных на формирование функциональной грамотности.
— На уроке литературы я даю задание младшеклассникам «Парад снеговиков». Ребята должны создать на компьютере своего снежного героя, подобрать музыкальный инструмент, на котором их персонаж мог бы играть, и выбрать, какое зимнее стихотворение могло бы соответствовать выступлению снеговика. Свои работы школьники собрали в единый видеоролик, и получился действительно «Парад снеговиков», — рассказала Гавриленко.
По словам педагога, во время разработки такого творческого задания ребенок затрагивает области информатики, литературы, изобразительного искусства, фотодела.
— Еще развить функциональную грамотность помогает внеурочная деятельность, например, формат «Урок с газетой». Однажды мы с ребятами разбирали статью о раздельном сборе мусора, которая была опубликована в «Прессе в образовании». Мы поговорили и о том, как составлен материал, и о пользе сортировки отходов для экологии планеты. Все это примеры межпредметности и метапредметности, — говорит Гавриленко.
Учитель музыки школы № 1329 Маргарита Ковалева рассказала о своих инструментах педагогической практики, которые помогают школьникам развить функциональную грамотность.
— Я включаю пятиклассникам симфоническую миниатюру «Кикимора» Анатолия Лядова, и они должны рассказать, какие образы и чувства вызывает мелодия, какие события мог вкладывать в свой труд композитор, — говорит Маргарита Ковалева. — Автор к этой работе написал небольшую программу. Мы разбираем ее на уроках. Так ребята еще и узнают персонажей русского фольклора, предметы быта прошлых веков.
По ее словам, на таких уроках нет неправильных ответов. Важно каждому дать шанс высказаться, порассуждать и выслушать его мнение.
Учитель математики «Школы в Некрасовке» Ольга Забатурина отметила, что функциональную грамотность позволяет развить проект «Медиакласс». Подростков учат искать и анализировать информацию, отличать правду от фейков (дезинформации), что особенно важно в современном цифровом мире.