Роспотребнадзор, Министерство просвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования выпустили рекомендации для школ, которые ограничивают использование телефонов. Об этой инициативе поспорили эксперты в эфире сетевого вещания «ВМ».
По словам директора московской школы «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, рекомендации будут обсуждаться на заседаниях управляющих советов школ.
Не для игр, но для учебы
Эксперт отметил, что разговор о культуре использования гаджетов в школе назрел довольно давно.
— Здесь стоит различать разные сюжеты. Отключать звуковые сигналы на занятиях — вещь очевидно правильная, она про взаимное уважение. Но исключать использование гаджетов в образовательных целях в школе — значит ограничивать возможности ребенка, ведь гаджет может быть не только инструментом для развлечения, но и инструментом для обучения, — пояснил директор. Речь идет в том числе и о проекте «Московская электронная школа». Однако пользоваться возможностями проекта можно при помощи различных гаджетов, здесь доступ не ограничивается телефонами.
— Реализовать широкий спектр образовательных возможностей платформы можно с помощью любого гаджета. Для проведения урока в МЭШ сегодня достаточно подключения к интернету и интерактивной панели либо проектора с экраном, — добавил Новокрещенов.
При этом он подчеркнул, что в рамках проекта «Московская электронная школа» гаджеты используются как инструмент для работы, а не как предмет для развлечения.
Что же касается создания места для хранения телефонов, то директор московской школы «Покровский квартал» не видит в этом ничего трудного. В некоторых странах, по его словам, перед началом занятий гаджеты убирают в контейнеры, которые хранятся в классе.
— Вот только мы уверены, что такие меры сильно затрудняют получение качественного образования в XXI веке — веке стремительного развития цифровых технологий. Когда представить себе рабочее место без гаджета невозможно уже сейчас, что же говорить о том времени, когда сегодняшние школьники начнут выходить на рынок труда! — считает эксперт.
Завладеть вниманием
Особо остро стоит вопрос связи ребенка с родителями. Илья Новокрещенов уверен, что ребенок должен иметь возможность в любой момент позвонить родителям.
— Другое дело, что бывают ситуации, когда родители постоянно названивают ребенку во время уроков по пустякам, — добавил он. — Но это опять к вопросу о культуре использования телефонов. Об этом с родителями и ребятами можно и нужно договариваться, определяя регламенты использования смартфонов во время занятий.
Между тем член Общественной палаты России Артем Кирьянов считает, что если на уроке ребенок «сидит в телефоне», это недоработка учителя.
— Если ты не можешь держать класс в состоянии оперативного внимания 40 минут, значит надо идти переквалифицироваться, — отметил он.
С таким мнением согласна и директор школы № 1285 Ярослава Алпатова. Она считает, что в данном случае ответственность несет педагог, который, вероятно, недостаточно хорошо продумал урок, не наполнил его интересным материалом и заданиями.
— Важную роль играет и харизма учителя — если она у человека есть, то он удержит внимание детей, — добавила Алпатова. В то же время она считает, что смартфоны на уроке все же нужны в образовательных целях.
С тем, что в ситуации, когда ученик на уроке играет в телефон (такое тоже довольно часто случается!) виноват преподаватель, категорически не согласен учитель истории школы № 1504 Станислав Лавров. По его мнению, ни один педагог, каким бы ни был интересным его урок, не может конкурировать с индустрией развлечений, потому что это неравный бой.
— Развлекательный контент в любом случае победит, — уверен Лавров.
Ограничивать использование телефонов при этом, по мнению Лаврова, не нужно. По его мнению, такая мера ни к чему хорошему точно не приведет.
— Нужно искать компромиссное решение, а использование телефона — вопрос воспитания, — пояснил он в ходе дискуссии.
Обсудят с родителями
В любом случае запрещать телефоны в школе или нет, решать руководству образовательного учреждения. Ярослава Алпатова подчеркнула, что рекомендации, разработанные федеральными ведомствами, носят необязательный характер. Но это хороший повод обсудить инициативу с родителями. Алпатова и Новокрещенов отметили, что обязательно проведут такие встречи в своих школах.
— У нас есть управляющие советы школы, в которые входят в том числе и родители, вместе с ними будем обсуждать, — пояснил Илья Новокрещенов.
При этом в каждой школе этот вопрос будет решаться индивидуально.
КСТАТИ
Использование электронных устройств активно практикуется в средней и старшей школе в рамках проекта «Московская электронная школа». С помощью смартфонов, планшетов, ноутбуков и компьютеров ребята выполняют задания, проходят тесты и самостоятельно ищут информацию в образовательных целях. При этом время, которое ребята проводят с гаджетами, ограничено, и это не нарушает санитарно-эпидемиологических норм.