Site icon Пресса в образовании

Такая профессия: жить и записывать

ru.wikipedia.org/wiki

ru.wikipedia.org/wiki

В театральной Москве 1970–80-х годов не было, пожалуй, драматурга популярнее, чем американец Теннесси Уильямс. 26 марта исполняется 110 лет со дня его рождения.

Первым режиссером, поставившим Уильямса в Советском Союзе, стал Андрей Гончаров. Легендарный спектакль «Трамвай «Желание» со Светланой Немоляевой и Арменом Джигарханяном на сцене Театра имени Маяковского шел без малого четверть века. Неизменные аншлаги собирали и другие столичные постановки: «Орфей спускается в ад», «Кошка на раскаленной крыше», «Сладкоголосая птица юности».

Драмы эти — про кризис отношений, одиночество, культ денег, распад семьи, про то, как даже самым близким людям трудно услышать друг друга. Что-то до боли знакомое, верно? Уильямс признавал огромное влияние, которое оказали на него пьесы Чехова. Словно машина времени перенесла героев Антона Павловича из России в Америку середины XX века. Они все так же живут иллюзиями, так же неустроенны и рвутся куда-то прочь из оков обыденности. Только жизнь вокруг жестче, грубее, трагичнее.

Театр Теннесси Уильямса во многом автобиографичен. «Моя профессия — жить, а потом записывать прожитое в рассказы, пьесы», — объяснял он свой творческий метод. Все, что происходит на сцене, было прочувствовано самим автором. Презрение отца (будущий драматург рос нежным, болезненным и слабым мальчиком, совсем не таким, каким хотел его видеть брутальный папаша), непростые отношения с матерью и душевнобольной сестрой, которую в клинике подвергли лоботомии, собственное пристрастие к алкоголю. Скелеты в семейном шкафу, разочарования и обманутые надежды выставлены драматургом на всеобщее обозрение. Самая личная его пьеса названа беспощадно точно — «Стеклянный зверинец». После премьеры актриса, игравшая главную роль, ехидно поинтересовалась у матери автора: «Ну как, миссис Уильямс, понравился вам ваш портрет?»

Еще в молодости драматург привык ежедневно садиться за письменный стол. Несмотря на оглушительный успех, рефлексировал, сомневался в своем таланте. Из-под его пера вышло больше полусотни пьес, два романа, рассказы, мемуары. Далеко не все выдержало проверку временем, его позднее творчество малоудачно. Но добрый десяток его пьес по-прежнему ставят по всему миру. А самого Уильямса неизменно включают в число лучших драматургов за всю историю театра. И зрители в зале так же замирают, сопереживая его страдающим героям. Ведь в умении препарировать чувства Теннесси Уильямсу не было равных.