Студент 4-го курса Артем Андрющенко применяет полученные теоретические знания на практике / Фото: Пресс-служба Московского технологического колледжа им. Ивана Лихачева

Традиционное ремесло в современной обработке

  • Мадина Льянова
  • 22.09.2025

Профессия технолога машиностроения сегодня — это симбиоз традиционного мастерства и работы с цифровым оборудованием. Как готовят в столице специалистов, узнала корреспондент «Прессы в образовании».

Обучение в Московском технологическом колледже имени Ивана Лихачева строится по принципу постепенного усложнения, говорит мастер производственного обучения Александр Беляков.

— На первом курсе студенты начинают с теории и дополнительных учебных предметов, дающих базовые практические навыки, — объясняет он. — Учебная практика в мастерских стартует на втором курсе, а производственная на предприятиях-партнерах начинается на третьем.

Такой подход позволяет студентам переходить от теории к реальной работе и не испытывать стресса, попадая на производство. В мастерских колледжа представлен полный цикл оборудования: от универсальных токарных и фрезерных станков до современных с ЧПУ. Выпускники специальности «Технология машиностроения» выбирают различные профессиональные траектории: работу на универсальном оборудовании, профессию оператора ЧПУ, должность программиста станков или карьеру технолога.

Спрос на квалифицированных специалистов машиностроительного профиля остается стабильно высоким, причем многие студенты начинают работать уже во время обучения, совмещая производственную практику с учебой по индивидуальному плану.

— После третьего курса я вышел на предприятие и сразу включился в решение реальных производственных задач, — делится студент 4-го курса Артем Андрющенко. — Такой опыт бесценен, поскольку позволяет не только применить полученные в колледже знания, но и понять специфику будущей профессии изнутри.

Доход таких специалистов стартует от 70–80 тысяч рублей в зависимости от предприятия и преодолевает планку в 200 тысяч, исходя из квалификации. И как говорит Александр Беляков, спрос на них в эпоху цифровизации только увеличивается.

Многие выпускники, как и Артем, планируют совмещать работу с получением высшего образования по инженерным специальностям, что открывает возможности для карьерного роста до позиций инженера-технолога или инженера-конструктора.

Так, в МТК имени Ивана Лихачева практическое обучение сочетается с работой на современном оборудовании и тесными связями с различными промышленными предприятиями, обеспечивая выпускникам плавный переход от учебы к профессиональной деятельности.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЯ

Резец

Режущий инструмент для обработки металлов резанием на токарных, строгальных и долбежных станках. Состоит из режущей части (головки) и державки.

Микрометр

Высокоточный измерительный прибор. Используется для прецизионных измерений линейных размеров (толщины, диаметров) с точностью до 0,01 миллиметра и выше. Незаменим для контроля ответственных деталей.

Штангенциркуль

Универсальный измерительный инструмент. Предназначен для измерения наружных и внутренних размеров, а также глубин с точностью до 0,05–0,1 миллиметра. Основной инструмент контроля в металлообработке.

Станок с числовым программным управлением

Автоматически выполняет обработку по заданной программе, что обеспечивает высокую точность и повторяемость сложных деталей.

Фрезерный станок

Оборудование для обработки плоскостей, пазов, шлицев и фасонных поверхностей. Режущий инструмент — фреза, совершающая вращательное движение.

Токарный станок

Основной станок для обработки валов, втулок и дисков. С его помощью выполняют точение, растачивание, подрезку торцов и нарезание резьбы.

Рекомендации