Москвичка Лиза Иванова увлекается робототехникой. Гавриил Григоров, «Вечерняя Москва»

Цифровая биография школьника

  • Дарья Головчанская
  • 1.04.2019

Цифровое портфолио сможет автоматизировать предоставление разнообразных результатов учебным заведениям и даже в перспективе заменит резюме при устройстве на работу. Звучит немного фантастично. Или это уже реальность? Мэр Москвы Сергей Собянин, выступая на конференции «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании», коснулся вопроса создания цифрового портфолио как нового способа учета достижений школьника. Подробнее о проекте рассказал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин на встрече клуба учителей «Вечерней Москвы».

Вопрос № 1

Зачем нужно портфолио?

Если посмотреть на топ-10 перспективных профессий будущего, который составляют ведущие аналитические компании, то мы там найдем и разработчика робоэтики, и куратора персональных данных. Чем будут заниматься эти специалисты, мы можем еще не до конца понимать, но система образования должна реагировать на те изменения, которые происходят или произойдут в будущем. Поэтому должны меняться и наши образовательные инструменты, то, как мы работаем с результатами детей. В этом нам призвано помочь портфолио.

Вопрос № 2

Какие данные оно должно содержать?

Есть ряд вопросов, на которые должно отвечать цифровое портфолио: что ребенок изучал, чему научился, в каких кружках занимался. И информация об этом собирается в течение всех лет обучения в школе. Многие вузы и компании захотели бы работать с данными такого портфолио — это позволило бы находить талантливых ребят, приглашать их на обучение, а потом и на работу. А анализ собственного портфолио помогал бы ученикам более обоснованно подходить к выбору высшего образования и будущей профессии.

Вопрос № 3

Заменит ли портфолио экзамены?

Важно понимать, что ЕГЭ и ОГЭ — это однократный срез знаний и навыков, и принципиально важно, как ты подготовился к этой сдаче. Если мы говорим о портфолио — в нем важен весь процесс обучения, каждая активность ребенка, его интересы внутри и вне школы. Это возможность более серьезного отбора в вузы будущих абитуриентов, это помощь абитуриентам в выборе траектории — куда дальше двигаться, в какой вуз поступать. И даже для работодателя это база достижений потенциального сотрудника на протяжении многих лет. Компоновать свое цифровое портфолио можно всю жизнь.

Вопрос № 4

Какие плюсы это дает учащимся?

Анализ больших данных позволит выбирать наиболее эффективные практики, помогать ребенку формировать его персональную образовательную траекторию, давать ему тот или иной нужный именно ему контент. Мы действительно говорим об образовательной траектории для каждого ребенка. Мы сможем предложить конкретному школьнику тот образовательный контент, который нужен именно ему, поймем, какие методики для него наиболее эффективны.

Вопрос № 5

Останется ли у ребенка и семьи право выбора на образовательный контент?

Никто у ребенка, у семьи не отнимает права выбирать образовательную траекторию, чем заниматься в жизни, в какие кружки, музеи и театры ходить, каким спортом заниматься. Главное для человека — это право выбора. Портфолио скорее призвано помочь в более осознанном выборе. Например, на основе анализа имеющихся данных и результата за предыдущий период школьнику могут рекомендовать сходить на какие-то экскурсии, посетить какие-то занятия, прочитать книги. Это помощь, а не контроль, помощь в осознанном выборе.Цифровая биография школьника

Вопрос № 6

Кто будет вносить данные школьника?

Мы говорим о цифровой среде, а это значит, что в идеале не потребуется ввод данных вручную — ни учителем, ни родителем, ни самим школьником. Данные должны автоматизированно подгружаться в личный кабинет. Это очень важно. В результате, например, мы разгрузим учителя, у него появится больше времени для творческого подхода к урокам. Но за семьей должно оставаться право при желании довнести достижения ребенка.

Вопрос № 7

Каковы сроки реализации проекта?

О конкретных сроках очень рано говорить. Проект запускается, формируется наш, московский, опыт. Мы двигаемся очень аккуратно, начиная постепенную интеграцию. Этот путь непростой, длинный, и связан он с защитой информации, интересов семьи, с удобством для учителя и для всех участников образовательного процесса.

КСТАТИ

В Московском центре качества образования создана рабочая группа по разработке цифрового портфолио. В нее входят педагоги, родительская общественность и эксперты. Если вы хотите принять участие в обсуждении темы, внести свои предложения — обращайтесь в центр. О своем желании сообщите по электронной почте mcko@edu.mos.ru.

ТОП-10 ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ БУДУЩЕГО ПО ВЕРСИИ MICROSOFT И THE FUTURE LABORATORY

Дизайнер виртуальной реальности

Создание проектов цифровых миров, где будут созданы условия для деловых встреч и досуга.

Разработчики робоэтики

Посредник между людьми и искусственным интеллектом, устанавливающий правила существования роботов в мире людей (вспомните три закона робототехники, сформулированные Айзеком Азимовым в рассказе «Хоровод»).

Виртуальные экскурсоводы

Интеграция цифровой культуры в традиционную, помощь в формировании взгляда на наследие прошлого.

Биохакеры

Энтузиасты-любители в области молекулярной биологии будут помогать ученым в решении научных проблем и лечении болезней.

Аналитики Интернета вещей

Анализ данных, продуцируемых домашней техникой и прочими устройствами. Результаты этого анализа необходимы для разработки новых вариантов взаимодействия приборов.

Космический гид

Когда путешествия в космос станут доступны, возникнет потребность в специалистах, организующих туры за пределы Земли.

Куратор персональных данных

Интерфейсы «мозг — компьютер» дадут возможность только мыслью фиксировать в компьютере свои мечты, воспоминания. Кураторы будут помогать сохранять конфиденциальность, а также адаптировать эти потоки.

Специалист по восстановлению экосистем

Реновация окружающей среды, реабилитация экологических систем в областях, где они деградировали, восстановление вымерших видов флоры и фауны.

Инженер по разработке устройств постоянного питания

Создание нового поколения электрических батарей, способных конденсировать большие объемы энергии и осуществлять ее бесперебойную поставку при любых внешних условиях.

Боди-дизайнер

Используя достижения биоинженерии, дизайнеры человеческого тела помогут людям изменить свою внешность в соответствии с их желаниями.

 

Рекомендации