Денис Хурманенок (справа) со сборной школы по шахматам. Вместе с учениками он принимает участие во многих мероприятиях, не только исторических. В этом году он стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года»

У истории нет лишнего

  • Мария Соловьева
  • 7.02.2021

На прошлой неделе объявили результаты Всероссийского конкурса «Учитель года». Победил педагог из Ростова-на-Дону Михаил Гуров. Учитель истории из Москвы Денис Хурманенок стал одним из лауреатов.

Преподаватель столичной школы № 1571 Денис Хурманенок в прошлом году стал победителем конкурса «Учителя года Москвы», а в этом стал одним из 15 лучших в стране. О профессии, жизненных принципах и многом другом мы и решили с ним пого ворить.

—Денис, как вы решились стать учителем и почему выбрали именно историю?

—С раннего детства мечтал приносить пользу людям. И для себя решил, что сделать это смогу, только работая в школе. Почему я стал учителем именно истории? Этой наукой я увлекаюсь с детства, сначала много читал о древних славянах, потом о древних греках. Когда стал старше, пришло осознание, что история хорошо помогает понять человеческие взаимоотношения, их природу и особенности, она социально значима и формирует сознание подрастающего поколения.

—История — очень субъективная наука. Одни и те же события можно трактовать по-разному, иногда диаметрально противоположно. Каких позиций в этом случае следует придерживаться учителю истории?

—Задача современного учителя истории состоит не в том, чтобы формировать у ребят конкретную точку зрения, навязывать мнение, а в том, чтобы у ребят появлялись навыки ориентироваться в многообразии мнений, интерпретаций, политических событий. Учитель истории должен строить образовательный процесс так, чтобы у учеников были фактические знания, сопряженные причинно-следственными связями. И на этой базе ребята могли бы сами формировать убеждения. «Превращать знания в убеждения» — мой девиз на конкурсе.

—Один из городских проектов, который вы курируете как учитель истории, — это проект «Московский экскурсовод». Как он развивается?

— Этим проектом занимаюсь уже четыре года. И каждый год мы из числа старшеклассников выпускаем несколько профессиональных экскурсоводов, которые могут водить экскурсии по школьному музею, по району, проводить просветительские мероприятия исторического характера. Помимо проекта «Московский экскурсовод», мы вместе с ребятами принимаем участие в разных акциях и конкурсах, используя для этого городскую среду.

—В этом году вы представляли Москву на Всероссийском конкурсе учителей, потому что команда школы № 1571 стала победителем городского конкурса «Учителя года Москвы — 2020». Как была создана команда?

— У нас в школе было несколько педагогов, которые могли участвовать в таком конкурсе. У них было желание и необходимые наработки. Нас поддерживала администрация школы. В команду кроме меня вошли два учителя русского языка, учитель физкультуры, учитель математики.

Командный конкурс научил нас работать в группе, понимать, что взаимодействие, которому мы учим школьников, — это крайне важное качество для самих педагогов, важная составляющая образовательного процесса. Учитель школы должен уметь слышать других, признавать правоту товарища. И сформировать этот навык у учеников можно только в том случае, если ты сам им владеешь. Московский конкурс научил нас не работать в команде, а быть одной командой.

—После московского конкурса сложно оказалось участвовать во всероссийском?

— Это принципиально разные вещи. Там был командный — тут индивидуальный конкурс. Я принял участие в четырех испытаниях: «Методическая мастерская», «Урок», «Классный час» и «Мастер-класс». Мой мастер-класс был посвящен теме исторической памяти и забвения. Я говорил о том, почему некоторые личности, факты попадают в забвение, а ведь в истории нет ничего лишнего. Объективная историческая картинка возможна только при внимательном отношении к деталям. А урок я провел с девятиклассниками на тему «Реформы Сперанского». Ребята были очень открыты, готовы сотрудничать. Буквально с первых минут у нас возникло взаимопонимание.

—Каковы ваши планы после конкурса?

—Сейчас я являюсь классным руководителем одиннадцатого класса, поэтому моя самая ближайшая задача — это помочь ребятам определить свою судьбу. А уже после окончания учебного года можно будет отдохнуть и отоспаться. На самом деле я очень люблю работу учителя, вижу себя в этой профессии. Все мои задачи и амбициозные цели связаны именно с педагогической деятельностью.

ДОСЬЕ

Дата рождения: 13 декабря 1988 года Педагогический стаж: 9 лет Хобби: писать и декламировать стихи Спорт: плавание Педагогическое кредо: «Я люблю то, что преподаю, и тех, кому преподаю».

Рекомендации