В канун Дня учителя «Пресса в образовании» решила выяснить, какой он, портрет столичного педагога. И обратилась за разъяснением к заместителю руководителя Департамента образования и науки Илье Новокрещенову.
Их в Москве почти 60 тысяч человек, одна пятая — мужчины. Средний возраст представителей сильной половины человечества — 39 лет, прекрасных дам — 45 лет. Но бывают и совсем молодые — около двадцати лет, и умудренные опытом — за семьдесят.
Сегодня мы говорим об учителях, которые работают в школах столицы.
— Илья Владимирович, так какой он — столичный педагог?
— Если вернуться к возрасту, то работают в школах и молодые учителя, которые совсем недавно окончили институт, и люди среднего возраста, и уже очень опытные и зрелые педагоги. Таким образом, преемственность поколений среди наших педагогов всецело обеспечена. Больше всего среди них учителей начальных классов, русского языка, математики, истории и обществознания. Это те предметы, которые в образовательной программе занимают самое большое количество учебных часов.
— Какими компетенциями должен обладать человек, чтобы стать учителем московской школы?
— Самая важная и первоочередная — это понимание и принятие ключевых ценностей столичного образования, в основе которых твердая убежденность, что талантлив каждый ребенок. И ему нужно помочь обнаружить в себе и развить эти таланты. И здесь ключевое слово «каждый». И без внимания, уважения, стремления помочь каждому ребенку выстроить свою персонифицированную образовательную траекторию вряд ли стоит брать на себя ответственность быть учителем в московской школе.
Второе — профессионализм педагога. Его глубокое понимание предмета, интерес к развитию науки, основы которой он преподает детям, способность самому достойно справиться с теми заданиями, которые решают его ученики в рамках государственной итоговой аттестации. Третья компетенция — владение современными методиками обучения и цифровыми инструментами, в частности, сервисами «Московской электронной школы» (МЭШ), умение организовать деятельность ребенка на уроке.
Каждое из этих ключевых условий по отдельности является необходимым, но недостаточным для продуктивной работы, важно, чтобы каждый педагог имел в своем арсенале все эти три ключевые компетенции.
— Может ли человек «пойти в учителя», если у него нет педагогического образования?
— Тем, кто хотел бы работать в школе, но не имеет пока специального педагогического образования, мы предлагаем начать свою педагогическую деятельность, например, в системе дополнительного образования, в кружках и секциях. А параллельно пройти обучение либо в педагогической магистратуре — она есть в разных вузах столицы, либо на специальных курсах профессиональной переподготовки. Возможностей для этого в Москве предостаточно. Сотрудники Корпоративного университета московского образования готовы проконсультировать наших будущих коллег и подобрать возможные варианты их профессионального развития.
— В каких конкурсах принимают участие столичные учителя?
— В 2021 году Корпоративный университет московского образования стал региональным оператором конкурсов профессионального мастерства среди педагогов и собрал их все под единый «зонтик» — «Педагоги года Москвы». В нем есть разные номинации, в частности, «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и другие.
Есть треки для молодых педагогов, которые только делают первые шаги в профессии. Очень важно, чтобы педагоги понимали, что конкурсы для них — это не ярмарка тщеславия, а возможность повышения квалификации, стимул для дальнейшего профессионального роста в интересах московских семей.
— Где учителя столицы могут повышать квалификацию?
— Самая большая площадка — это как раз Корпоративный университет московского образования. Выступая координатором системы повышения квалификации, он предоставляет педагогам возможность проверить свои компетенции, выявить профессиональные дефициты, причем не только через диагностики самих учителей, а через анализ результатов московских школьников. А потом помочь подобрать программы повышения квалификации в партнерстве с другими городскими учреждениями дополнительного профессионального образования, такими как Городской методический центр, Городской психолого-педагогический центр, Центр «Патриот.Спорт». Есть у нас и внешние партнеры, которые приходят со своими предложениями. Это в основном вузы столицы и учреждения дополнительного профессионального образования.
— Важную роль в воспитании школьников сейчас играют классные руководители. Кто может стать классным руководителем?
— Тот, кто может стать «значимым взрослым» для своих учеников. То есть человеком, к которому ребенок может подойти со своими вопросами без сомнения и боязни, человеком, которому доверяют. Причем неважно, речь идет об учебной или личной проблеме. Только в этом случае классного руководителя дети будут слушать и слышать. Одним словом, это должен быть человек, который любит детей, умеет найти с ними общий язык и помочь им, поддержать их в любой ситуации. Это история сложная, но без нее — никуда.
ДОСЬЕ
Илья Владимирович Новокрещенов родился 22 декабря 1980 года. В 2002 году окончил с отличием факультет истории, политологии и права Московского педагогического университета. С 2001 года работал учителем истории, с 2008-го был назначен директором ГБОУ «Школа № 353 имени А. С. Пушкина». С июня 2021 года — заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы.