Биология — один из наиболее востребованных экзаменов по выбору, его сдают около 20 процентов выпускников. Уже два года результаты экзамена стабильны, но отдельные темы вызывают затруднения у участников экзамена.
По данным Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), выпускники прошлого года показали хорошие результаты при выполнении заданий базового уровня практически по всем темам. Затруднения вызвали следующие: «Биология как наука, методы познания живой природы», «Определение числа хромосом и ДНК в соматических и половых клетках», «Внутренняя среда организма человека, сенсорные системы», «Среды обитания организмов», «Разнообразие экосистем (биогеоценозов)», «Двойное оплодотворение у цветковых растений».
Из заданий повышенного уровня сложности трудности вызвали те, что направлены на проверку умения характеризовать фазы фотосинтеза, определять свойства нуклеиновых кислот, число ДНК в клетках. Что касается заданий с развернутыми ответами, то самыми трудными для участников оказались задания, проверявшие умения анализировать результаты биологического эксперимента по его описанию, делать выводы на основании анализа данных, полученных в результате эксперимента; характеризовать причины и механизмы биологической эволюции; устанавливать взаимосвязи движущих ее сил; сравнивать биологические процессы обмена веществ и делать выводы на основе сравнения. Все эти задания требуют не просто заучивания определенного объема биологической информации, а умения ее применять для решения задач, способности интегрировать знания биологии и основ химии, физики.
По мнению представителей ФИПИ, при изучении биологии в старших классах и подготовке к экзамену целесообразно обратить внимание на развитие умений анализировать биологические объекты, явления, процессы, объяснять обстоятельства их протекания, устанавливать взаимосвязи объектов, процессов, сравнивать их, решать биологические задачи.
— Школьный курс зоологии полностью строится на систематике животных, а это значит, что при повторении этого раздела необходимо сосредоточить свое внимание на эволюционном, сравнительном подходе. Когда вы обобщаете сведения о типах и классах беспозвоночных и хордовых животных, обращайте внимание на аромоморфозы, это очень поможет вам в систематизации зоологических знаний, — советует доцент кафедры биологии и общей генетики Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Андрей Максимов.