Завершается Всероссийская олимпиада школьников. В прошлом году результаты участников из столицы особенно выросли: больше половины дипломов победителей у учеников московских школ.
О том, в чем же секрет столь успешного выступления учащихся, «Прессе в образовании» рассказал Иван Ященко, научный руководитель Центра педагогического мастерства.
— Иван Валериевич, зачем детям участвовать в олимпиадах?
— Участие в предметной олимпиаде для любого ребенка — это в первую очередь мотивация к углубленному изучению предмета, во-вторых, возможность прикоснуться к решению интересных задач.
Для того чтобы победить на первых турах, достаточно обычных знаний, а на олимпиаде высокого уровня необходимо много и упорно заниматься, это всегда результат многолетнего труда.
Главная цель массовых олимпиад — дать детям возможность попробовать себя в какой-нибудь области: проявить свой талант и развить интерес. Поэтому важны не только олимпиады топуровня, в частности заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, а ее массовый школьный этап.
В Москве нам удалось за несколько лет перевести его из простой формальности, когда педагоги назначали победителями отличников по тому или иному предмету и отправляли их на округ, в подлинное интеллектуальное соревнование. Во многом именно это обеспечило резкий рост количества школ, ученики которых достигают успеха на заключительном этапе Всеросса. Если не дать детям возможность попробовать себя в разных областях, можно никогда и не узнать, в каком предмете ученик «выстрелит».
Любая массовая олимпиада — это приглашение ребенку попробовать себя в какой-либо области науки, творчества, производства. Здесь срабатывает главный спортивный олимпийский принцип: «Главное — не победа. Главное — участие!» Каждый ребенок, решивший хотя бы одну задачу на олимпиаде, уже победитель, потому что он попробовал свои силы.
— От чего зависит успех ребенка на олимпиаде: от его трудолюбия, правильно подобранного учителя…
— Я бы назвал несколько слагаемых: хорошее знание предмета, причем выходящее за рамки школьной программы, творческое мышление, усердный труд, спортивный характер. Ну и немного удачи, как на любом соревновании.
Но не стоит забывать, что, естественно, ни на одной олимпиаде без школьной базы не обойтись. Главное же в нашем случае в отличие от контрольных — не знание алгоритмов решения типовых задач, а способность нестандартно мыслить. Совершенно необязательно, чтобы успешный олимпиадник был прилежным учеником в классе.
Конечно, многие прилежные ученики бывают победителями олимпиад, но мы все знаем, что творческий человек может быть неорганизован. Поэтому, олимпиадники, как правило, набирают на ЕГЭ высокие баллы, но 100-балльниками не являются.
— Ученик старается, готовится. И — неудача. Что делать?
— Не отчаиваться. В школьных олимпиадах, к сожалению, есть один существенный недостаток: нужно очень быстро думать в конкретное время, в конкретный момент. Талантливые люди, но с более медленным стилем мышления, не всегда успешно выступают на олимпиадах. Особенно с первого раза. Поэтому следует помнить, что олимпиада — это игра.
Успех на состязании сигнализирует о том, что человеку неплохо бы обратить внимание на этот предмет. А неудача — о том, что его стиль мышления не спортивный, не олимпиадный. Мы должны помнить, что олимпиада — это только один из способов выявления талантов. Есть еще творческие конкурсы, научно-исследовательские работы, состязания профессионального мастерства WorldSkills.
— Как лучше готовиться к олимпиаде?
— Сначала надо выбрать, в какой олимпиаде участвовать, заинтересоваться предметом, посмотреть задачи разных олимпиад. Для этого на сайтах Московской и Всероссийской олимпиад школьников выложены задания прошлых лет. Более того, уже сейчас мы опубликовали короткие подборки ярких задач из каждого предмета с олимпиад этого года. Например, ребенок никогда не интересовался экологией или МХК.
А оказывается, там есть очень интересные задания. И предмет из скучного и занудного превращается для него в яркий и интересный. Готовиться к олимпиаде можно, используя книги, интернет, занимаясь в профильных кружках в школах.
Кроме того, хочу отметить, что московским школьникам очень повезло в том, что в городе существует огромное количество возможностей позаниматься вне учебного класса. Толчком для многих победителей олимпиад стали университетские субботы, когда ребята приходят в институт, слушают лекции ученых — большой вклад вносит и стартовавший в этом году проект «Кружок от чемпионов». И после этого, вдохновленные, начинают глубже заниматься интересным предметом. Когда речь идет о подготовке к олимпиадам высокого уровня — уже есть и профильные семинары, и учебно-тренировочные сборы, которые организует Центр педагогического мастерства.
— В этом году результаты резко выросли. В чем секрет такого массового успеха?
— За каждым конкретным успехом школьника стоит, конечно, его талант, огромный личный труд, стоят его родители, делавшие максимум для его успеха. Не стоит забывать и работу тренеров олимпиадных команд, задача которых отшлифовать талант, как шлифуют хороший алмаз.
Сейчас я говорю про успех каждого конкретного ребенка. А вот за общей статистикой, показывающей резкий рост результатов московских школьников, стоят системные изменения в московском образовании, обеспечивающие условия развития таланта ребенка в каждой школе, мотивацию педагогов, администрации школ.
Перелом у нас произошел в 2013 году, через два года после старта программы по внедрению системных изменений в образовании: после начала оснащения школ современным оборудованием, объединения в крупные комплексы, массового открытия кружков дополнительного образования. Если раньше лишь 70 школ давали дипломы заключительного этапа, то сейчас таких школ больше 200. Все это позволило Москве доминировать над другими регионами не только по общему количеству дипломов, но и по соотношению их числа на 100 тысяч населения.
В этом году в период дистанционного обучения Москва уделяла большое внимание не только массовому образованию через ресурсы МЭШ, но и развитию таланта — впервые был проведен пригласительный школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, не прерывались, перейдя в онлайн, профильные семинары Центра педагогического мастерства, и многие ребята как раз на самоизоляции полностью сосредоточились на любимом предмете.
— В каких учебных предметах столичные школьники традиционно выступают сильнее, а в каких — слабее?
— Наша главная задача — дать каждому московскому ребенку возможность проявить свой талант. При этом, естественно, мы уделяем особое внимание тем приоритетным областям, в которых особо заинтересован город. Ведь талант нужно не только вырастить, но и помочь ему реализовать себя. Столица заинтересована в высококлассных специалистах. И в ней предоставляются хорошо оплачиваемые вакансии, на предприятиях устанавливается самое современное оборудование, формируются яркие коллективы. Предприятия ждут талантливых ребят.