Многие недооценивают математику. Кадр из фильма «Игры разума»

Удивительная наука, развивающая воображение

  • Петр Земсков, учитель математики высшей категории
  • 28.03.2022

Значение математики в медицинской, строительной, цифровой или других сферах деятельности довольно понятно. Для тех, кто задается вопросом: «Зачем нужна эта наука?», приведу пример из школьной практики.

Недавно я рассказывал детям о признаках параллельных и пересекающихся прямых, а также о том, где их можно заметить в жизни.

Когда человек идет по железнодорожному мосту из одного района Москвы в другой, то он совершает путь по прямой, которая находится в другой плоскости от железнодорожных путей. Некоторые пешеходы даже не понимают, что в свое время математики предложили развести эти пути в разные плоскости, чтобы предотвратить аварийность на дороге.

К чему я это говорю? Математика — удивительная наука. Хочешь ты этого или нет, она заставит тебя столкнуться с ней в жизни. Почти все, что создано человеком, опирается на законы математики.

Однако многие школьники, да и взрослые тоже, не улавливают связь математической науки с жизнью. В советское время ученики не сомневались в значимости точной науки и задавали только один вопрос: «Почему?» Причем это касалось всех дисциплин, которые преподавали в школе.

Например, почему небо голубое, почему день сменяет ночь, почему звезды горят? Однако в современном мире многие дети говорят: «Зачем?» Например, зачем умножать столбиком, если любой пример можно решить с помощью калькулятора, или зачем учить дату рождения великого российского императора Петра I, если это быстро можно узнать в сети.

Информационные технологии, которые заметно упростили нашу жизнь, лишили человека возможности думать, концентрироваться или запоминать большой объем информации, которую за считаные секунды можно найти в интернете. Отсюда и возникает вопрос «Зачем?» Стоит упомянуть, что у современных школьников возникают проблемы и с задачами на скорость. Дело в том, что многие ученики не умеют быстро анализировать ситуацию.

Возможно, это связано с тем, что в цифровую эпоху физическая активность детей серьезно снизилась. Чего нельзя сказать о советских детях, которые учились этому навыку во время игр на улице, так как компьютеров или телефонов у них, конечно, не было. Еще одна причина — отсутствие у детей практики медленного чтения, которое развивает в человеке воображение.

Способность импровизировать на ту или иную тему очень хорошо проявляется в геометрии, в которой каждая задача — своего рода сложная головоломка. В алгебре, на мой взгляд, все намного проще. Главное — соблюдать последовательность действий и правильно производить расчеты. Однако результаты ОГЭ каждый год показывают достаточно низкий уровень знаний геометрии у современных школьников.

А это — серьезная проблема, которую нужно решать не только с родителями дома, но и вместе с педагогами в школе. Взрослые не должны забывать объяснять подрастающему поколению, в чем состоит значимость этой науки для общества. Ведь математика помогает выявлять различные причинно-следственные связи, очень важные для понимания всех жизненных процессов, с которыми круглосуточно сталкивается человек.

Рекомендации