После долгих праздников настроиться на рабочий лад большинству из нас очень трудно. А у некоторых привычка откладывать дела на потом остается на весь год. Можно ли с этим справиться?
Привычкой откладывать дела на последний момент страдают не только школьники, но и многие взрослые люди. Это зависит не столько от возраста, сколько от характера и личностных качеств человека. Поговорить об этих проблемах мы решили с доцентом кафедры клинической психологии факультета клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н. И. Пирогова Ликой Микеладзе.
— Лика Игоревна, с чем связано поведение, когда человек не доводит начатое дело до конца?
— То, с чего начинается любое занятие, — это мотивация. И если она низкая или ее нет вообще, деятельность, скорее всего, быстро выдохнется. Конечно, иногда нам приходится делать то, что мы не очень хотим или любим, но от нас того требуют. Тогда стимул — заработать хорошие оценки, кому-нибудь понравиться, сделать так, чтобы тебя похвалили.
Таким образом, мотивация (хотя бы какая-то) нужна для того, чтобы деятельность началась. А затем следует процесс ее выполнения, и за то, как он будет идти, отвечает множество с факторов. Например, нас может отвлечь какая-то мысль или эмоция, воспоминание о других делах или просто человек.
— Что еще мешает быстро довести начатое до конца? Можно ли научить себя справляться с задачей быстрее, не откладывать ее?
— Общий уровень стресса, эмоциональное состояние, наличие определенных личностных особенностей тоже вносят свою лепту в то, как мы формируем цели и как воплощаем их в жизнь: доделываем задание до поздней ночи или стараемся завершить его пораньше, откладываем начало или приступаем к выполнению как можно скорее…
Получается, тренировка навыка завершения дел возможна, но наталкивается на ряд трудностей. И тем не менее существуют некоторые общие инструменты, которые мы можем использовать в повседневной жизни, выполняя задачи более осознанно. Например, заранее или уже в процессе деятельности нам ничего не стоит продумать и записать, какие могут возникнуть препятствия.
Пока мы что-то делаем, мы можем сравнивать имеющийся результат с тем, которого ожидали достичь. Бесспорно, обстоятельства могут измениться. И тогда стоит переформулировать цель или сделать ее более специфичной. Например: «Я не просто буду бегать по вторникам, а буду делать это в 9:00 в парке в течение 20 минут».
— Как справляться с прокрастинацией? И надо ли это делать? О чем она может сигнализировать?
— Желательно задать себе вопрос: «А что меня останавливает от начала выполнения или от завершения дела, боюсь ли я, что не справлюсь с задачей идеально и не достигну высокой планки, которую в мыслях мне поставило общество (а на самом деле я сам)?» Если это так, мы можем напомнить себе, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. В принципе нам даже позволительно внести ошибки в план, иными словами, заранее быть готовыми к тому, что они будут, особенно если речь идет не просто о выполнении домашнего задания, а о более сложной задаче, например подготовке проекта.
Также, помимо страха выполнить что-то неидеально, мы можем остерегаться тех последствий, которые последуют по завершении дела: «Если я его сделаю плохо, меня накажут. Если же слишком хорошо, то и того хуже — позавидуют или даже начнут мстить». Здесь мы касаемся более глубинных убеждений, страхов, которые стараемся обходить стороной.
Если мы поподробнее разберемся в том, какие именно внутренние убеждения нас тормозят, управлять ими будем уже мы. Например, стремление делать все идеально поможет нам выполнять задачи как минимум хорошо, предположение о наказании из-за плохо выполненной работы — подготовиться к разным вариантам развития событий, а желание получать поддержку — приобрести умение работать в команде.
Если пойти дальше, иногда прокрастинация может говорить о том, что мы просто занимаемся не тем делом.
— Как организовать систему поощрений для достижения результатов? Как это работает?
— Система мотивации в идеале должна учитывать разные факторы. Во взрослой жизни важное значение имеют денежные стимулы. Затем — ощущение собственной ценности. И только потом — желание доминировать, быть лучше других. Для подростков денежные стимулы не актуальны. Ощущение самоценности, а также необходимости получения внимания для них может быть удовлетворено и за счет неденежной мотивации, например грамот или наград. Желание взаимозависимости, сплочения можно удовлетворить с помощью организации совместных мероприятий. Но тут стоит учесть, что для кого-то это награда, а для кого-то — мучение.
— Скажите, почему человек часто загорается идеей, берется за дело засучив рукава, но интерес быстро пропадает?
— Все мы сложные личности, и нами движет множество желаний и мотиваций. Стоит осознанно подходить к их идентификации и распределять время для удовлетворения всех потребностей. Хотя бы в какой-то мере.
Крайне важно заранее реалистично подойти к количеству закладываемого на выполнение работы времени и здраво оценить возможные препятствия. Более того, при этом необходимо найти внутреннюю мотивацию и возвращаться к поиску в процессе деятельности.
— А как научиться грамотно возлагать ответственность не только на себя? С чем связаны гиперответственность и недоверие к делегированию полномочий в случае, если речь идет о командной работе, например подготовке проекта или мероприятия?
— Нежелание делегировать выполнение задач может быть связано с разными факторами, начиная с особенностей личности, характера и заканчивая трудностями взаимодействия, глубинными проблемами с доверием.
Гиперответственность порой вызвана стремлением к идеалу, о чем мы говорили выше, и здесь стоит вспомнить о неизбежности ошибок. И тогда проще допустить, что и другие люди, которым делегируют полномочия, будут их совершать, позволить им это сделать. А ошибки всегда (почти всегда) можно исправить.
— Тревожность как черта характера помогает в удержании контроля в делах, быть начеку и оперативно реагировать: правда или заблуждение?
— Скорее, речь может идти об уровне стресса, но в некоторых исследованиях действительно упоминается о таких эффектах. Но о чем бы мы ни говорили — о стрессе или тревожности, их уровень должен быть оптимальным. При слишком высоких показателях их позитивные эффекты сходят на нет, а выполнение любой продуктивной деятельности становится крайне затруднительным. Получается больше вреда, чем пользы.
К СВЕДЕНИЮ
В психологии прокрастинацией называют свойство человека систематически откладывать «на потом» даже самые важные и срочные дела, что приводит к проблемам как в жизни, так и с психикой. Прокрастинация проявляется в том, что человек, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел, пренебрегает этой необходимостью и отвлекает свое внимание на бытовые мелочи или развлечения. До определенного момента это считается допустимым, однако становится проблемой, когда превращается в обычное состояние, в котором человек проводит большую часть времени. Такой человек откладывает все важное «на потом», а когда оказывается, что сроки уже прошли, либо просто отказывается от запланированного, либо пытается сделать все «рывком».