С каждым годом увеличивается число школьников, выбирающих химию для сдачи Единого государственного экзамена. Растет и количество тех, кто сдает ее на высокие баллы. Федеральный институт педагогических измерений рекомендует потренироваться в решении практико-ориентированных задач.
Чтобы оптимально подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии, стоит более системно подходить к изучению теоретического материала, а также потренироваться в выполнении различных заданий, направленных на комплексную проверку знаний химических свойств веществ. Экзаменационная работа в этом году по структуре и содержанию будет аналогична прошлогодним контрольно-измерительным материалам.
Если говорить о результатах прошлого года, то наиболее успешно выпускники выполнили традиционные задания, проверяющие умения характеризовать строение атомов химических элементов, определять степени окисления и принадлежность веществ к классам и группам неорганических и органических веществ, составлять уравнения реакций ионного обмена. Часть заданий успешно выполняется, поскольку есть четкий алгоритм действий. Это касается скорости химических реакций, электролиза расплавов и растворов, окислительно-восстановительных реакций.
А вот проблемы вызывают задания по проверке знаний о способах получения и областях применения веществ (задание 26), качественных реакциях на неорганические и органические вещества (задание 25), поскольку для их выполнения требуется владение практико-ориентированной составляющей.
Наиболее сложным на протяжении многих лет остается задание 34, сочетающее несколько видов расчетов по формулам и уравнениям химических реакций. При выполнении этого и других заданий все более значимым становится умение вычленять в условии задания нужную для решения информацию, анализировать ее, выстраивать последовательность действий и фиксировать этапы решения. Речь идет не только о заданиях с развернутым ответом, в которых запись решения является обязательной, но и о заданиях с кратким ответом, не требующих записи хода решения. Поэтому в процессе обучения важно формировать не только предметные, но и метапредметные умения и способы деятельности.
Оптимальным вариантом подготовки к ЕГЭ является системное изучение теоретического материала, решение заданий, направленных на комплексную проверку знаний химических свойств веществ, а также применение в учебном процессе заданий, выходящих за рамки моделей, используемых в экзаменационных вариантах, например включающих текстовые фрагменты с описанием химических экспериментов или большого количества данных.
— Ребятам нужно активно решать задания из открытого банка. Их там много, они разнообразные и позволяют успешно подготовиться к экзаменам, — говорит Людмила Левина, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе». — Можно использовать и задания тестов предыдущих лет. И не пренебрегать усвоением теоретических вопросов углубленного курса химии.