Встреча «Клуба учителей», как обычно, прошла в теплой атмосфере. Педагоги активно делились мнениями и рекомендациями о том, как нужно строить занятия

Войну дети изучают по письмам и дневникам сверстников

  • Вероника Ушакова
  • 17.05.2021

Заседание Клуба учителей прошло в редакции «Вечерней Москвы». Педагоги обсудили, как правильно говорить с детьми о Великой Отечественной войне. Тема встречи «Дети войны — детям XXI века».

В преддверии Дня Победы перед учителями всегда стоит важная задача: рассказать ребятам о трагических событиях, произошедших в 1941–1945 годах, воспитать патриотизм и чувство гордости за страну и ее героев. Донести значимость подвигов, рассказать о том, что пережили участники войны и как изменилась жизнь обычных людей в военные годы, воспитав при этом правильные чувства, не вызвав ужаса и страха.

— Масштабные описания войны обычно пугают детей. Но мы придумали, как рассказывать об этом. Лучше всего делать это с помощью писем детей того времени. Для своих уроков мы использовали личный дневник 16-летней девочки Зои из Севастополя, которая вела его с 1939 до 1944 год.

Эта девочка, как и ее ровесники, хочет ходить в кино, есть жареную картошечку. Но зал кинотеатра разбомбили, а вокруг голод. Изучив такое письмо, ребенок понимает, что чувствовали его ровесники в военные годы, — поделился учитель истории школы Центра педагогического мастерства Иван Зайцев.

По мнению педагогов, детям полезно не только знать, как жили обычные ребята в военные годы, но и как обучались. Учителя школы № 1164 организовали 80 уроков победы в специальном музейном классе. Педагоги проводят их, не отрываясь от учебного плана. Только для уроков вместо привычных современных пособий используют учебники военных лет.

— Как только появилась идея, учителя стали приносить старые учебники. В нашей коллекции есть учебник по стереометрии 1939 года, сохранились даже картонные стереоочки, — рассказала учитель истории и общество знания школы № 1164, руководитель комплекса школьных музеев Елена Гераскина.

Над тем, как правильно знакомить подрастающее поколение с историей Великой Отечественной войны, работает и московский детский центр Музея Победы.

— Важно, что останется у ребенка в душе после увиденного и как он сможет перевести это в социальную деятельность. Более 10 тысяч школьников пришли на площадку Музея Победы. И это результат слаженной работы специалистов. Учащиеся младших классов в основном читают стихи. А старшеклассников привлекает проектная деятельность, которую можно выполнить в школьных музеях. Наши музеи — это не просто витрины, до которых нельзя дотронуться. Мы показываем, что в школьном музее есть место юным айтишникам, экскурсоводам. Ребята самостоятельно создают контент. А мы предлагаем им исторически уникальный материал, — рассказала руководитель Детского центра Музея Победы Елена Слесаренко.

Каждый раз встреча Клуба учителей позволяет педагогам и другим работникам сферы образования не просто поделиться опытом, но и почерпнуть новые идеи, наметить дальнейшие планы.

— Одна из наших задач — донести до аудитории «Вечерней Москвы» то, какая интересная и многогранная жизнь в московских школах. Я очень благодарна нашему клубу, потому что есть практические результаты. В 2019 году мы клубом обсуждали вопрос: как говорить с детьми о войне? И писатели и иллюстраторы, которые делали книгу «Москва — город-победитель», учли наши пожелания.

В результате обсуждения мы решили, что книга должна быть познавательной и увлекательной, воспитывать патриотизм и основываться на реальных историях, — отметила руководитель проекта «Пресса в образовании» Ирина Сидорова.

Книга была издана писателем-фантастом Эдуардом Веркиным на основе дневника московского школьника, в чье детство ворвалась война

 

Рекомендации