Сфера беспилотных авиационных систем — это уже не будущее, а настоящее. Как готовят кадры для одной из самых перспективных и быстрорастущих отраслей, выяснила корреспондент «Вечерней Москвы».
Сегодня беспилотники — это не только съемка с воздуха, но и картография, мониторинг пожаров, сельское хозяйство, доставка грузов и даже масштабные световые шоу. За всем этим стоят специалисты по эксплуатации БАС (беспилотных авиасистем).
Как же готовят таких востребованных экспертов? В политехническом колледже имени Н. Н. Годовикова будущих операторов и техников учат по «золотому стандарту» Москвы: 70 процентов практики и 30 процентов теории.
— Для специалиста важно глубокое понимание техники, — объясняет заведующий лабораторией внешнего пилотирования и эксплуатации беспилотных воздушных судов колледжа Александр Валуев. — Чем больше студент работает с оборудованием, тем больше повышается его компетенция.
Студенты, поступившие после 9-го класса, уже в первом семестре начинают паять, изучать основы программирования дронов и пробовать свои силы на симуляторах. Потом они переходят к настоящим полетам на полигоне.
— Своеобразным финальным испытанием для будущих специалистов становится выездная практика на аэродроме, где несколько дней подряд идут интенсивные полеты и разборы, — рассказывает Валуев. — Это дает результат: многие ребята трудоустраиваются уже во время учебы.
Выпускники находят себя в разных областях, начиная от МЧС и геодезии и заканчивая инновационными сферами вроде красочных шоу.
Зарплаты начинающих операторов от 60–80 тысяч рублей для подрабатывающих студентов до 100 тысяч для выпускников.
Студент 4-го курса Александр Малахов после 9-го класса стремился поскорее начать самостоятельную жизнь.
— Мне хотелось чувствовать себя полезным и самодостаточным, а не просто учиться ради оценок, — объясняет Александр.
Сегодня Александр — победитель чемпионата «Профессионалы» в компетенции «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» и наставник будущих триумфаторов. А сам политехнический колледж имени Н. Н. Годовикова уже седьмой год подряд удерживает лидерство в этих престижных соревнованиях.
Сейчас Александр работает в компании, которая создает яркие шоу дронов. Его планы на будущее после диплома — армия, а потом — возвращение к профессии.
— Я хочу совершенствоваться, повышать квалификацию, становиться лучше как профессионал, — объясняет Александр. — Сегодня для этого не обязательно поступать в вуз, пройти соответствующую программу я смогу прямо на работе.
История Александра — яркое доказательство того, что современное образование в сфере беспилотных технологий открывает прямую дорогу к востребованной и достойно оплачиваемой профессии. Уже на студенческой скамье будущие операторы БПЛА получают практический опыт, и к моменту получения диплома становятся готовыми специалистами высшего класса.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Пульт управления (радиостанция)
Основной орган ручного пилотирования. Передает команды напрямую от оператора к дрону.
БПЛА самолетного типа (с неподвижным крылом)
Аппараты, похожие на самолеты. Их отличает большая дальность полета. Применяются в картографии и мониторинге больших территорий.
Мультироторные системы (дроны)
Самый распространенный тип беспилотного воздушного судна (БВС). Идеальны для аэрофотосъемки, мониторинга в ограниченном пространстве, инспекций.
Винты (пропеллеры)
Вращающийся лопастной элемент, передающий тягу. В наборе к ним всегда должны быть запасные комплекты.
Антенная система
Обеспечивает устойчивую связь на больших расстояниях. Бывают направленные и всенаправленные.
СПРАВКА
Еще в 1849 году австрийцы использовали беспилотные аэростаты с бомбами при осаде Венеции, что можно считать первым случаем боевого применения дронов. В начале XX века начались эксперименты с радиоуправляемыми самолетами, но настоящий прорыв произошел в годы холодной войны, когда беспилотники типа американского Ryan Firebee стали массово использоваться для разведки во Вьетнаме. Тогда операторами были исключительно военные инженеры. Технологическая революция 1980–2000-х годов, связанная с появлением GPS и миниатюризацией электроники, сделала беспилотники доступными для гражданского применения. Решающий перелом наступил в 2010-х, с появлением массовых квадрокоптеров.