Вершить волшебство и творить добро — очень благодарная, но и очень тяжелая работа. Мы выяснили, какие качества нужны Деду Морозу и Снегурочке, чтобы нести людям праздник.
Актеры Елена Зайцева и Ярослав Минаев уже более двух десятков лет трудятся Снегурочкой и Дедом Морозом. Выступают на новогодних елках, дают спектакли в детских больницах и хосписах. Мы расспросили их об особенностях этой работы, о различиях между профессионалами и любителями и о тех качествах, которыми должны обладать настоящие зимние волшебники.
Казалось бы, ну чего такого сложного? Надел шубу, валенки да шапку, нацепил белую бороду, вооружился посохом и мешком подарков — вот тебе и готовый Дед Мороз. То же самое со Снегурочкой, только костюм женский и мешка с посохом не требуется. Однако наши эксперты убеждены, что любителям, не имеющим профильного — в данном случае актерского — образования, куда сложнее (а зачастую попросту невозможно) создать нужную атмосферу, добиться отклика от аудитории.
Почему? Да потому что любитель, как правило, не владеет необходимыми для этого навыками.
— Профессиональный актер очень скрупулезно подходит к созданию образа, — объясняет Елена Зайцева. — Нас учат чувствовать жанр и материал, выверять каждое движение, слово, выдерживать необходимую стилистику. Ты ведь не можешь быть одинаковым и в водевиле, и в драме, и в трагедии, и в сказке.
Любитель же, по ее словам, не погружается глубоко в материал, не улавливает разница между образом и маской, зачастую последней и довольствуясь. Так что же такое маска в театре и в кино, вообще в драматургии? И чем она отличается от образа? Представим, что нам нужно показать на сцене или экране типичного «ботаника». Пожалуйста: аккуратная прическа, очки, пиджак, застегнутый не на ту пуговицу, в руках книжка — несколько узнаваемых штрихов — и маска готова. Или, наоборот, встрепанные волосы, пуговицы оборваны, под глазом фингал — перед нами драчун и хулиган.
То есть маска — это шаблон, набор штампов. Актер может взять такой вот готовый шаблон, добавить характерные черты и уникальные детали, проработать нюансы — и тогда маска приобретает глубину, трансформируется в законченный образ.
В создании образа актерам помогают специальные навыки и приемы, владение сценической речью и сценическим движением, ритмикой, вокалом и прочими дисциплинами, которые в него четыре года вколачивали в вузе. Не в буквальном смысле, конечно же, но тем не менее. Критерии качества в этой профессии к человеку предъявляются жесткие.
Мы поинтересовались: а какие требования в своем творческом тандеме актеры предъявляют друг к другу? По словам Ярослава Минаева, для него, к примеру, одно из ключевых условий, чтобы Снегурочка при всей оригинальности образа соответствовала устоявшейся традиции.
— Снегурочка — не спутница, не, упаси бог, жена или любовница Деда Мороза! Он — старший, она — младшая, он — дед, она — внучка.
Родная, любимая. Где-то еще по-детски наивная, даже хрупкая, но при этом отважная и обладающая внутренней силой. Снегурочка — олицетворение юности, свежести, чистоты. В этом образе ни в коем случае не должно быть ни грана пошлости, — уверен он.
Елена Зайцева в свою очередь признается, что для нее в коллеге очень важна фактура.
— Высокий рост, мужская стать, хороший, поставленный голос, харизма, — смеется она.
И правда, разве может Дед Мороз, олицетворяющий мощь русской зимы, быть каким-то коротышкой? Еще одно немаловажное требование — не употреблять во время работы. Также огромную роль играют внимательность партнера, скорость реакции, способность на лету подхватить реплику или жест.
Сыгранность, знание специального инструментария и умение применять его по назначению как раз-таки позволяет артистам погрузить своих юных зрителей в то самое волшебство, заставить их хоть ненадолго поверить в чудо и, наоборот, не дать детям разочароваться из-за того, что вместо настоящего Деда Мороза к ним на праздник в очередной раз пришел плохо замаскированный физрук или учитель пения.
— Главное для нас — дать ребенку ощутить это новогоднее волшебство и не разрушить его веру. Ведь верить в чудеса на самом деле очень полезно, — убеждена Елена Зайцева.
Прямо как в песне известного советского барда Владимира Ланцберга: «Ребята, надо верить в чудеса!» Удивительно верное пожелание. Особенно перед Новым годом.
ДОСЬЕ
Елена Зайцева окончила Театральный институт (ранее — Высшее театральное училище) имени Щукина, курс Владимира Иванова по специальности «актер театра и кино».
Ярослав Минаев получил актерское образование в Высшем театральном училище имени Щепкина на курсе Николая Афонина и Людмилы Новиковой. Елена и Ярослав работают в «Москонцерте».
ЦИФРА
67 процентов россиян обязательно украшают свой дом или рабочее место к Новому году.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Необходимое значение характеристик для Деда Мороза/ Снегурочки (по 5-балльной шкале)
- Сила. Определяет способность героя весомо, грубо, зримо приструнить оппонента в конфликтной ситуации. Например, если визави некорректно ведет себя в отношении Снегурочки. В случае же Снегурочки увеличивает грузоподъемность, что бывает.
- Выносливость. Определяет способность героя переносить повышенные физические нагрузки в течение длительного времени. От этого показателя зависят максимальный запас здоровья и затраты энергии.
- Сила духа. Чем выше этот показатель, тем более герой стрессоустойчив, эмоционально и ментально стабилен, тем легче он переносит нервные перегрузки.
- Интеллект. Влияет на кругозор, улучшает память, способность к импровизации и коммуникативные навыки.
- Харизма. Гармоничное сочетание обаяния и внешних данных. Высокий показатель харизмы позволяет успешно влиять на других — вербально и невербально.
ЧИСТО ИГРОВОЙ МОМЕНТ
На Западе выпустили уже не один десяток компьютерных игр, где главным героем выступает Санта-Клаус. А что, если бы нашего Деда Мороза сделали персонажем подобной игры? Мы попытались прикинуть, какие бы у него были основные статы (характеристики), скиллы (навыки) и эквип (экипировка).