Фото: Екатерина Алексеева / Вечерняя Москва

Подписано, в печать: как делается газета и кто за всем этим стоит

  • Артем Чубар, Дарья Болышенко
  • 4.12.2023

6 декабря «Вечерняя Москва» отмечает юбилей — нам исполняется 100 лет! Первый номер «Вечерки» вышел, напомним, 6 декабря 1923 года. За первые же годы своего существования газета из рядового, признаем честно, рабочего печатного листка превратилась в популярное, авторитетное издание. И даже пережив серьезный кризис, уже в новом, XXI веке стала главной газетой главного города нашей замечательной страны.

На этом «Открытом уроке» мы решили по-простому, что называется на пальцах, показать, как устроена газета и кто все эти люди, которые ее делают. Задействованных при производстве печатного издания специалистов можно разделить на представителей творческих и технических профессий.

Сразу оговоримся, что подобное деление — не более чем условность. Ведь создание каждого номера — коллективный акт творения, так что в газете даже редакционные водители и курьеры — без пяти минут демиурги.

Начнем с корреспондентов. Пишущая братия — соль нашей журналистской профессии. Вчерашние, а то и сегодняшние студенты с горящими энтузиазмом глазами. Они все время в движении, днями и ночами бегают по заданиям редакции. Иные корреспонденты, давно окончившие вуз, вплоть до седых волос сохраняют эту юношескую легкость и задор, другие со временем остепеняются, трансформируясь в «тяжеловесов» — обозревателей и специальных корреспондентов.

Спецкоры и обозреватели — птицы высокого полета, мэтры, звезды, мастера слова, сумевшие выработать собственный узнаваемый авторский стиль. Их материалы всегда высокого качества и почти никогда не требуют доработки. Нередко находятся в натянутых отношениях с редакторами, которые убеждены, что «каждому пишущему нужен свой читающий».

Редактор — это тот самый профессионал по вычитке написанного корреспондентами, спецкорами и обозревателями. Если считать добытую последними и оформленную в виде текста информацию за алмаз, то редактор выступает в роли огранщика, превращающего полученную фактуру в бриллиант. Еще редакторы — мастера по выжиманию «воды» (длинноты, излишняя заумь, малозначительные подробности и детали) из журналистских материалов. Их кредо: нет такого текста, который нельзя было бы улучшить посредством сокращения.

После редакторов текст попадает в корректуру, работники которой вычитывают материал на предмет грамматических, орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, проверяют на соответствие даты, названия, имена собственные… Корректоры, эти не самые заметные люди с далеко не самой высокой зарплатой, составляют последний рубеж обороны на пути безграмотных орд вандалов, что сеют хаос и потрясают основы литературной речи.

Ни одна нормальная газета (да и вообще любое печатное или электронное издание) не может обойтись без визуального наполнения. Данную задачу решают фотокорреспонденты и бильдредакторы.

Первые снимают собственноручно, вторые шерстят фотобанки в поисках карточек нужного качества, ракурса и содержания, подбирая иллюстрации по темам публикуемых материалов.

При этом за всю визуальную составляющую в газете отвечает арт-директор, которого еще называют главным художником. Именно он руководит группой дизайнеров и определяет, как должно выглядеть наше издание, чтобы не потеряться среди прочей печатной продукции. Арт-директор — одна из тех ключевых в редакции фигур, без подписи которого номер не может уйти в типографию. И если он отказывается подписывать газету в печать, потому что какие-то элементы оформления выбиваются из утвержденного макета, то перебить эту карту можно разве что на уровне заместителя главного редактора.

И, наконец, в теории любой из журналистов может, прорвавшись через тернии к звездам, вырасти над собой и стать главным редактором. Это последняя в журналистской карьерной лестнице ступенька. Но первая по значимости. Только тут надо четко понимать, что главный редактор — это не столько должность, сколько особое состояние духа и ума, достичь которого дано всем, но при этом, увы, не каждому. Как пел Владимир Высоцкий в своей шуточной песне про Канатчикову дачу: «….настоящих буйных мало, вот и нету вожаков».

А главный редактор прежде всего вожак. Лидер, формирующий и объединяющий своими волей и харизмой редакционный коллектив. Человек, который ставит задачи и назначает необходимые к достижению цели. Подобно капитану, который на корабле «и бог, и царь, и воинский начальник», главный редактор прокладывает единственно верный курс и ведет своих людей к новым островам на горизонте.

ГАЗЕТНЫЙ СЛЕНГ

Шапка — заглавный материал номера на 1-й странице, которым открывается газета.

Полоса — то же, что и страница.

Заход — главный материал, который открывает страницу.

Загон — газетные полосы и материалы, которые делают про запас и ставят в газету по мере необходимости.

Мордочка — маленькая (межколонная или размером на одну колонку) фотокарточка спикера.

Подверст — гарнир к основному материалу, оформляется как «Кстати», «Справка», «Досье» и т.д. Носит скорее декоративный характер.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ В ПРЕССЕ

■ Верстальщик

Верстает газеты, журналы, книги, а также каталоги, брошюры, календари, буклеты, листовки и еще множество другой полиграфической продукции. Участвует в создании макета многостраничных печатных изданий. Работа верстальщика — целая наука, ведь помимо уверенного владения компьютерными программами (Adobe InDesign, Illustrator, Photoshop и др.) он должен назубок знать целый свод правил, определяющих, как должен выглядеть материал на странице. Знает основы и технологию полиграфического производства, технические правила разметки оригинал-макетов, элементы дизайна, типографскую систему измерения, корректурные знаки и гарнитуры шрифтов.

■ Цветокорректор

Готовит иллюстрации (фотографии, рисунки, любые другие изображения) и графические элементы для печати полиграфическим способом или для публикации на сайте. Следит за балансом цвета, регулирует резкость, контраст и яркость в изображениях, обеспечивая их максимально возможное качество при печати.

■ Дизайнер

Сочетает техническую и творческую работу, создает и готовит к печати макеты газет, журналов, книг, брошюр, каталогов, плакатов и прочей полиграфической продукции. Разрабатывает сетку верстки и стилистику используемых в издании рубрик, рисует графические элементы, следит за правильным форматированием текста и кадрированием изображений. Владеет компьютерными графическими редакторами (Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign и т.д.), знает правила верстки и цветоделения, различные способы печати. Разбирается в типографике (художественное оформление текста с помощью шрифтов, символов и знаков), обеспечивает удобочитаемость всей размещенной на странице информации.

■ Специалист по допечатной подготовке (препрессу)

Отвечает за подготовку к печати газет (журналов, книг и любой другой полиграфической продукции). Запрашивает технические требования у типографий, где печатается газета (журнал, книга и любая другая полиграфическая продукция). Проверяет приходящие после верстки и дизайна страницы на соответствие типографским требованиям, контролирует наличие необходимых технических меток (выборочный лак, тиснение, вырубка и пр.), при необходимости сам вносит в оригинал-макеты требуемые технологические исправления и готовит файлы к печати. Владеет растровыми и векторными графическими редакторами (Adobe Photoshop, Illustrator, CorelDraw), программами верстки (InDesign, QuarkXPress и др.) и специализированными программами (PitStop, Adobe Acrobat Professional и пр.). Разбирается в вопросах сканирования, ретуши и цветоделения любого уровня сложности. Владеет теорией и практикой треппинга (компенсации несовмещения печатных форм). Умеет делать спуск полос многостраничных изданий и раскладку на печатный лист оригинал-макетов полиграфической продукции.

Подписано, в печать: как делается газета и кто за всем этим стоит

Рекомендации