Фото: Владимир Новиков

Помогают выбирать будущее

  • Мария Соловьева
  • 23.11.2021

10 ноября стартовали практические мероприятия профессионального выбора для школьников. О них и других важных проектах сегодня расскажем подробнее.

Помочь современным школьникам определиться с профессией стараются как можно раньше. Для этого существует несколько направлений, программ и проектов. Многие из них начинаются уже в средней школе. И включают они не только различные тесты и беседы с психологом.

Помогают колледжи

В Москве уже четвертый год успешно реализуется проект «Билет в будущее». Это система ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов, которая должна помочь школьникам осознанно выбрать профессию.

В рамках проекта школьники сначала проходят профориентационную онлайн-диагностику на новой цифровой платформе «Билета в будущее». Затем знакомятся с профессиями на видеоуроках, оценивают свои сильные стороны с помощью тестов, проходят тест-драйв профессий в очном формате и получают рекомендации профессионалов по построению профессиональной траектории.

В Москве практические мероприятия «Билета в будущее» проводятся на базе колледжей, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Помочь юным жителям столицы осознанно выбрать профессию с радостью согласились все 49 колледжей и Московский государственный педагогический университет.

Разные форматы

Погрузиться в профессию участники проекта могут как в очном, так и в онлайн-формате. Первый вариант подразумевает очное присутствие наставника, при проведении пробы через формат видеосвязи или с помощью использования интернет-площадки наставник удаленно взаимодействует с участниками.

Во время такой работы участники решают практические задачи и выполняют рабочие операции в одной из профессиональных областей. В проекте их восемь: здоровая среда, комфортная, безопасная, умная, креативная, социальная, деловая и индустриальная. Каждая область содержит соответствующий набор профессий. Творческим личностям будет полезно познакомиться поближе с профессиями «креативной среды» — побыть сценаристом, клипмейкером или fasion-стилистом.

Вершина школьной профориентации

Конечно, интернет-пространство буквально наполнено различными методиками, тестами, гидами, где кто платно, кто бесплатно готов оценить профессиональные склонности школьника и определить его траекторию развития. Но лучше всего с этой задачей справляется школа. Причем если раньше система предпрофессионального обучения углубленно начиналась только в старших классах, то теперь эта работа начинается уже в средней школе. В 8–9-х классах для ребят тоже формируются предпрофессиональные направления, где школьники могут поближе познакомиться с предметами того или иного направления и определиться с будущим профилем.

На сегодняшний день столичные школы участвуют аж в … 18 проектах по предпрофессиональной подготовке учеников. В их числе инженерные классы (самый массовый проект, в нем участвуют 152 школы), медицинские, курчатовские, кадетские, предпринимательские, медиаклассы.

— Предпрофессиональное обучение мы начинаем проводить для ребят с 8-го класса, чтобы к старшей школе они осознанно подошли к выбору своего основного профиля образования, — говорит директор школы №1474 Ирина Курчаткина. — В 8–-х классах наши ребята работают по тем основным направлениям, которые представлены в 10–1-х классах, только они более обширны: есть социально-экономическое, естественно-научное, инженерное направление. Ребята занимаются в тех же лабораториях, которые потом будут посещать в старшей школе. А уже в 10–1-х классах они занимаются по более узким профилям. При такой системе в средней школе ученики планомерно подходят к предпрофессиональному обучению в старших классах.

Также в этом году в школах столицы появился еще один новый проект. Называется он «Математическая вертикаль ПЛЮС» и направлен на формирование у школьников 10– 11-х классов знаний и прикладных умений в области математики для эффективной подготовки к профильному экзамену по математике и успешной самореализации в различных сферах науки, инженерии.

Можно быть уверенным, что при такой выстроенной в московском образовании системе профессиональной ориентации школьников ни один ребенок не будет потерян, его интересы будут учтены, а заложенные таланты и способности выявлены.

Рекомендации