Обласканное критикой, увенчанное наградами и тепло принятое массовым зрителем «Сердце мира» Натальи Мещаниновой — редкий для отечественного авторского кино пример подобного единодушия.
Гран-при «Кинотавра-2018» за лучший фильм и приз за лучшую же мужскую роль, приз Гильдии киноведов и кинокритиков имени Даниила Дондурея, успешные показы на международных фестивалях, положительная пресса у нас и за рубежом… Режиссерский дебют кинодраматурга Натальи Мещаниновой, безусловно, удался. Многие кинокритики относят это на эффект своеобразного перевертыша, смены ролей в творческом тандеме Мещаниновой и Бориса Хлебникова.
В нервной, пульсирующей острой болью, местами яростной «Аритмии» она писала историю, Хлебников снимал.
«Сердце мира», где режиссировала Мещанинова, а Хлебников выступил соавтором сценария, тоже болит. Не дергающей, но той глухой, бесконечной, тянущей болью, которую никак не избыть, а возможно лишь приглушить и терпеть, сделав ее почти привычной. Но только почти.
Главный герой Егор (Степан Девонин) едва ли не за кров и еду работает ветеринаром в лесной глухомани, на притравочной станции. Здесь натаскивают псов для охоты на лис. Айболит с измученными глазами, он мало, плохо и неловко строит коммуникацию с окружающими людьми: своим начальником (Дмитрий Поднозов), его женой (Екатерина Васильева) и их дочерью Дашей (Яна Сексте). Зато с легкостью понимает животных. Кормит, поит, лечит, выхаживает.
Большой мир по ту сторону леса для Егора — враг, источник боли и страхов. Словно зверь с перебитыми лапами, чудом выдравшийся из капкана жизненных неурядиц, оставив за спиной алкоголичку-мать, он прячется в глуши, зализывая раны.
Именно поэтому он так резко и жестко реагирует на внешний раздражитель в лице хипстеров-экоактивистов, вздумавших пикетировать станцию под лозунгами о гуманном обращении с братьями меньшими. Доморощенные экологи буквально «попадают под молотки», когда вооруженный металлической арматуриной Егор заявляется ночью в их спящий лагерь… Дуром ведь лезть к раненому животному опасно. Укусит. Если вообще пальцы не отхватит.
Разбирая эту картину, критики так или иначе заговаривали на тему видимой бессюжетности сюжетного кино (это не оксюморон, а практически цитата). Сюжет, разумеется, есть. Только авторы картины, как в русской классике, строят его не от лихо закрученной интриги, а от характеров, личных переживаний и внутренних конфликтов своих очень непростых персонажей.