Фильм по дневнику 11-летней блокадницы представили в Музее Победы

  • Юлия Николаевна Григорьева,  "Информационный центр" ФГБУК «Музей Победы»
  • 28.01.2024
В Музее Победы 27 января прошел предпремьерный показ художественного фильма «Елка без огней». Фильм представили в рамках памятных мероприятий, которые в течение всего дня проходят в музее.
Лента была снята в Международном детском центре «Артек» по мотивам дневника маленькой блокадницы. В основу картины легли недавно найденные записки одиннадцатилетней ленинградской школьницы: в декабре 1942 года Анеля Комарчева вела дневник, находясь в госпитале осажденного города.
Год назад тетрадку, исписанную химическим карандашом, передали в музей МДЦ «Артек», где ей заинтересовались наставники-кинематографисты Киностудии имени Кира Булычева, которые ведут в «Артеке» образовательную программу «Ты — кадр».
Подготовка сценария и постановка фильма велись совместно с ребятами из «новогодней» артековской смены лагеря «Лазурный». В кадре побывали все дети восьмого киноотряда.
«Отталкиваясь от дневника юной блокадницы, мы добавили в сюжет важную линию: один из основателей и первый директор «Артека» Федор Шишмарев, выйдя на пенсию, во время войны жил в Ленинграде, лечил и помогал детям. Увы, он не пережил первую, самую тяжелую блокадную зиму, и мы перенесли время действия фильма на год назад, чтобы по сюжету встреча главной героини и доктора смогла состояться», — рассказал генеральный продюсер Киностудии им. Кира Булычева Дмитрий Белосохов.
На экране зрители видят историю самой холодной зимы блокадного Ленинграда. Работая неделями на «оборонке», мама одиннадцатилетней Анелии передает дочь в детский интернат-госпиталь, поскольку выжить в одиночку девочке было невозможно. Анелия очень слаба. В это же время все ребята проживают эмоционально сложнейший период — они поминают, что среди них вор, крадущий самое дорогое, что есть — еду. Анелии удается вычислить грабителя, но перед ней встает сложный выбор между предательством и дружбой.
«Самая сложная сцена была снята в чулане: откровение девчонок. Мы долго ее снимали, но каждая минута стоила итогового результата. Я пытался «вытащить» из них сокровенное. Ведь это было самое страшное — признаться в краже еды, и на этом эпизоде нужны были особые эмоции — эмоции дилеммы: сдать подругу или помочь ей исправить ошибку», — поделился Дмитрий Белосохов.
Реквизит и костюмы для фильма киногруппа собирала по всему Крыму. Для исполнения взрослых ролей были приглашены артисты из труппы Крымского академического русского драматического театра им. Максима Горького.
Кроме дневниковых записей в тетради есть и авторские стихи девочки — некоторые из них также вошли в фильм.

Рекомендации