Данила Козловский в роли Валерия Харламова в картине «Легенда № 17» / Кадр из фильма «Легенда № 17» / 2013, ТриТэ

Нет ничего труднее и прекраснее, чем победа над самим собой

  • Ольга Кузьмина
  • 24.10.2022

В последние годы отечественные кинематографисты начали активно снимать масштабные фильмы о спорте. Случилось это после значительного перерыва: в советские времена спортсмены, не обязательно титулованные, становились героями кинолент довольно часто. Но в непростые 1990-е слишком по-советски патриотичных спортсменов сменили на экране герои нового типа: то бандиты-беспредельщики, то милиция, то одинокие мстители и искатели правды.

Впрочем, время все расставляет по местам, и возвращение к теме спорта в кино, безусловно, было вариантом нормы. Ведь спорт — это всегда история про преодоление не только высоты, скорости или силы, а в первую очередь себя. Это — самое сложное. Но это «сложное» двигает человечество вперед.

Безусловно, интерес к спортивной тематике в нашей стране очень вырос после Олимпиады в Сочи в 2014 году. Спорт начал рассматриваться как один из базисных вариантов национальной идеи. Но масштабные фильмы о спорте начали снимать чуть раньше, просто после Сочи они посыпались как из рога изобилия — нужные, но разные по качеству и масштабу.

Увы, смутные постсоветские времена едва не заставили нас забыть имена многих наших спортсменов. Да и вообще жизнь не всегда справедлива по отношению к ним… Например, в 2016 году в Москве скончалась Нина Пономарева. Двукратной олимпийской чемпионки, легендарной метательницы диска, не стало в 87 лет.

Судьба ее была уникальна — родилась Нина Аполлоновна в семье ссыльных родителей, спортсменкой становиться не собиралась, но именно ей выпала честь принести СССР первую золотую медаль Олимпиады. «Железную леди» советского спорта не забывали, но фильма о ней, увы, снято не было. Может, снимут еще? Хотелось бы надеяться…

Но зато сняли много разного о других ее коллегах. Хорошего и спорного, вызывающего обсуждения, становившегося лидерами проката и прошедшего почти незаметно. Мы познакомим вас с несколькими картинами, которые, как нам кажется, нельзя не посмотреть. Что важно: все они были основаны на реальных событиях и посвящены тем великим людям, которые своей волей ковали славу страны.

Начнем с двух фильмов, посвященных знаменитому хоккеисту Валерию Харламову. Первая картина о нем — «Валерий Харламов. Дополнительное время», вышедшая на экраны в 2007 году, и дала старт съемкам спортивных картин. Но конкретно этот фильм, с актером Алексеем Чадовым в главной роли, подвергся огромной критике, в том числе со стороны сына Валерия Харламова — Александра. Что-то в ней не сложилось, причем настолько, что Александр Валерьевич намекал на возможность суда — за оскорбление, нанесенное фильмом чести и достоинству и героя картины, и его родных.

Александр Фокин (в центре, с мячом) в фильме «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» в роли Льва Яшина / Кадр из фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» / 2019, Kremlin Films
Александр Фокин (в центре, с мячом) в фильме «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» в роли Льва Яшина / Кадр из фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» / 2019, Kremlin Films

Спустя несколько лет о Харламове сняли еще один фильм, ставший в прокате «бомбой»: «Легенду № 17» с Данилой Козловским посмотрели миллионы. Консультантом в этом случае стал сам сын Харламова, фильм потряс зрителей, но тоже был воспринят неоднозначно — например, он не понравился Александру Мальцеву, близкому другу Харламова. И он, и критики сочли образ Харламова идеализированным, а исторические факты — далекими от истины.

Многие оценили и картину «Поддубный». Роль легендарного силача досталась Михаилу Пореченкову. Критики картины были немало раздосадованы: по их мнению, в фильме был показан не реалистичный герой, а некий мифологизированный богатырь. Правда, никто не спорил с тем, что кино получилось очень зрелищным.

Ну а пять лет назад много шуму наделала картина «Движение вверх». История победы сборной СССР над сборной США в финальном баскетбольном матче Олимпийских игр в Мюнхене 1972 года была рассказана зрителям по методике Голливуда: ярко, сверхдинамично и драматично.

Публика валом валила в кинотеатры, в конце картины многие, не стесняясь, плакали. Но, парадокс, на этот раз картиной оказались недовольны близкие тех реальных баскетболистов, что совершили спортивный подвиг. На создателей фильма посыпались обвинения во вторжении в личную жизнь героев и несоблюдении исторической правды.

Ну а любимому спорту планеты — футболу — отечественные кинематографисты посвятили несколько картин, самые яркие из которых — это, безусловно, «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», вышедшая в 2019 году, и появившаяся на экранах год спустя драма «Стрельцов».

Пытаясь избежать недовольства и замечаний со стороны близких спортсменов, создатели фильма о Льве Яшине обратились к его родственникам. И на этот раз к исторической правде вопросов не было: за объективностью «картинки» следила супруга Льва Яшина. Но зрители ожидали от картины большего…

Да и фильм «Стрельцов», вышедший два года назад, многих разочаровал, хотя это точно не вполне справедливо. Драматическая история легендарного нападающего московского «Торпедо» Эдуарда Стрельцова отнюдь не кажется провальной. Обвинение же картины в шаблонности и справедливо, и не очень: да, «лекало» тут просматривается, герой сначала поднимается вверх, достигает высот, а затем больно «падает», чтобы подняться вновь. Но что делать, если так оно и было?!

В общем, всем не угодишь. Но посмотреть эти фильмы стоит точно — чтобы как минимум проникнуться уважением к названным в них именам. А напоследок — еще один совет. Посмотрите картину «Матч». Она уже из числа стареньких, в этом году десять лет как она вышла на экраны. Но в основе ее лежит страшная, беспрецедентная история: футбольный поединок между киевскими футболистами и немецкой сборной в оккупированном Киеве летом 1942 года. Сначала посмотрите фильм, а потом почитайте про то, как это было по-настоящему, в реальности. Это нужно знать.

Рекомендации