Site icon Пресса в образовании

Незаметная война маленькой Анны

Кадр из фильма. Марта Козлова, сыгравшая Анну, стала настоящим открытием для режиссера Алексея Федорченко

Кадр из фильма. Марта Козлова, сыгравшая Анну, стала настоящим открытием для режиссера Алексея Федорченко

Бывает кино, которое не вдруг порекомендуешь к просмотру. Не потому, что фильм плох — в этом случае, наоборот, все просто и понятно: снято криво, сюжет плоский, персонажи картонные, короче, зря потраченные время и деньги.

С хорошим кино сложнее: есть картины, которые хватают с первых кадров и не отпускают до финальных титров, смотришь на одном дыхании.

А есть те, что требуют от зрителя внятного усилия — волевого, умственного, эмоционального. Не уйти малодушно с середины, но заставить себя всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в киноязык, которым с тобой говорят. «Война Анны» Алексея Федорченко, взявшая премию «Ника» как лучший фильм, как раз из последней категории.

Западная Украина, 1941 год. Шестилетняя Анна восстает из братской могилы: в полузасыпанной черноземом яме лежит ее семья, близкие, соседи — все население безвестного еврейского местечка, истребленного карателями. Умерли все. Осталась одна Аня.

Чудом выжившая девочка встречает местных жителей, и те, от греха подальше, отправляют ее в немецкую комендатуру, разместившуюся в старинном здании поселковой школы. Там Анна сбегает от полицая и прячется в трубе неработающего камина. Так начинается ее личная война.

Тайная — девочка покидает свое убежище лишь ночью. Молчаливая — разговаривать не с кем и не о чем. Одиночная — из близких существ только приблудившаяся кошка. Война за жизнь…

В фильме нет прямых аллюзий на дневник 12-летней блокадницы Тани Савичевой. Равно как и на дневник Анны Франк: эта еврейская девочка из Амстердама, Танина ровесница, вела его во время нацистской оккупации Нидерландов. Но есть важное общее для всех троих — двух реальных и одной выдуманной — героинь: они не сдавались.

Таня Савичева умерла в эвакуации от туберкулеза в июле 1944-го. Анна Франк — от тифа в концлагере Берген-Бельзен в феврале 1945-го. Алексей Федорченко оставил открытый финал…

Мировая премьера состоялась еще в январе прошлого года на кинофестивале в Роттердаме. Призов российская военная драма не снискала: жюри куда ближе оказались другие ленты, к примеру, польский триллер «Нина» про трудную судьбу двух лесбиянок. Но картина не осталась незамеченной и получила очень положительную критику. Авторитетный кинокритик Антон Долин назвал «Войну Анны» одним из лучших отечественных фильмов 2018 года. На больших экранах в России его покажут 9–12 мая.