Как вы думаете, сколько фильмов в мире снимается в год? Возьмем маленькую паузу, назовите цифру, только не подсматривайте, что впереди. Назвали? Хорошо.
Теперь сравним результат. Последние два года были «пандемийными», обороты киномира несколько снизились. Так что возьмем за основу 2019 год. Итак, за этот год было снято 41 788 короткометражных и полнометражных фильмов. Кстати, в 2018 году их было еще больше — 44 867 фильмов.
Что любопытно: больше всего в мире снималось комедий — 8242 фильма, боевиков было снято «всего» 2010, а «ужасов» — 3351 (любопытная тенденция, как кажется, вы не находите?) Кроме того, сняли 1104 детектива, 1676 фантастических картин, 1005 фильмов «для семейного просмотра», 69 аниме и… внимание! — 38 детских картин. При этом в США в год снимали более 20 000 картин, а в России — меньше тысячи.
Как разобраться в этом невероятном количестве кинопродукта? Ведь процесс усложняется еще и тем, что продюсеры вкладывают немалые деньги в рекламу своего «товара». А сколько раз мы становились ее жертвами: разве у вас не бывало после просмотра фильма неприятного чувства — «нас обманули»? Как выбрать фильм и не ошибиться? Стопроцентного способа нет. Но кое-что посоветовать можно.
Если картина представляет собой экранизацию книги, вы можете предположить, что вас ждет в целом — представить сюжет, время действия, героев (если вы читали первоисточник, конечно). Словом, если написано, что это экранизация «Войны и мира», то вас ждет встреча с Пьером Безуховым, Наташей Ростовой, Андреем Болконским и завсегдатаями салона Анны Шерер, но никак не с Чичиковым. Вопрос лишь в том, как режиссер интерпретировал образ того или иного героя, как раскрыл его характер, типичные черты.
Если в аннотации к фильму написано «по мотивам» — все несколько сложнее. Тогда, придя, скажем, на ту же «Войну и мир», вы вполне можете увидеть на экране каких-нибудь гномов или муми-троллей, которых будут связывать между собой любовь, ревность и война. Просто так режиссер соизволил увидеть и раскрыть сюжет. А может быть, туда будут вплетены мотивы и других произведений.
Словом, если вы больше склонны к тому, что эксперимент — это хорошо, никакие «мотивы» вас расстроить не смогут.
Боевики и ужасы обычно анонсируются сжато, но вы, по крайней мере, сможете в целом судить о сюжете. В таком случае надо смотреть на фамилию режиссера и освежить в памяти те картины, которые видели у него раньше — понравились они вам или нет. Интересно также посмотреть и на то, кто снимается в фильме — там могут быть артисты-звезды с репутацией людей, которые в откровенно плохом кино не снимаются. Вот и вся «киношпаргалка».
Хотя нет, стоп! Она работает в руках тех кинолюбов, кто уже наработал определенный опыт киносмотрения. Если же вы только погружаетесь в мир кино, начните с изучения кино нашего. Да-да, именно.
А можете ли вы представить, что какой-нибудь американец отвергает продукцию Голливуда и смотрит только шедевры «Мосфильма»? Или французов и итальянцев, не любящих Алена Делона или Бельмондо, Мастроянни и Мазину, и все бросающих ради великолепных картин Лиозновой, Муратовой, Тарковского? Поверьте, это как минимум странно — искать искусство в чужом отечестве, не зная ничего о своем.
Но, главное, изучать кино можно параллельно: смотреть не одни боевики, а, скажем, хотя бы перемежая их такими отечественными картинами, которые вошли в Золотой фонд мирового кинематографа. Тогда со временем у вас выработается и вкус, и понимание, что есть настоящее кино, а что — яркая, но дешевая подделка под искусство.
С чего же начать изучение нашего наследия? Конечно, с картин Сергея Эйзенштейна. Ну хотя бы потому, что его считают гением во всем мире.
Хотя стоп, не совсем так. Для начала — отправляемся в Музей кино, что находится на ВДНХ. В этом году исполнится пять лет с того момента, как он предстал перед москвичами в своем обновленном виде.
Те, кто любит кино или мечтает сделать его своей профессией, вообще в этом музее должны прописаться — там множество ярких мероприятий, для школьников в том числе. Там вас и направят в нужное русло, а уж об Эйзенштейне расскажут столько, что дай бог запомнить хоть часть! Музей кино — не мертвое и холодное пространство, а живой организм, постоянно обновляющийся и не устающий удивлять.
Тут работают три кинозала, есть постоянная экспозиция, а есть сменные тематические выставки, тут проходят интереснейшие лекции по истории и теории киноискусства. Ну а найти такой шедевр Эйзенштейна, как «Иван Грозный», например, вам будет нетрудно. Изучая фильм, обращайте внимание на детали и время, когда он создавался. В пору Эйзенштейна не было компьютерных спецэффектов!
Подчеркну: «Грозный» — лишь пример, в копилке Эйзенштейна немало шедевров.
Кто будет следующим из режиссеров? Может быть, Иван Пырьев, снявший «Свинарку и пастуха», «Трактористов» и «Кубанских казаков». А может быть — Григорий Александров, автор легендарных «Веселые ребят», «Волги-Волги», «Цирка». Список режиссеров, которых можно назвать культовыми, очень велик, а ведь они вырастили смену — молодых талантливых ребят! Знаете выражение — «нет пророка в своем отечестве»? Наверняка знаете. Так вот, на самом деле крайне странно говорить, что любишь кино, но не знать кино родного. Поэтому главная заповедь для молодого кинолюба — изучайте историю нашего кино!
ИМЕНА, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ
Кинолюбам обязательно нужно познакомиться хотя бы с некоторыми работами таких режиссеров, как Владимир Басов, Сергей Герасимов, Станислав Ростоцкий, Надежда Кошеверова, Евгений Матвеев, Эдмонд Кеосаян, Александр Птушко, Александр Роу, Георгий Данелия, Юлий Райзман, Александр Митта, Александр Алов и Владимир Наумов, Сергей Соловьев, Станислав Говорухин, Юрий Озеров, Владимир Меньшов, Михаил Швейцер, Эльдар Рязанов, Татьяна Лиознова, Сергей Бондарчук, Карен Шахназаров, Леонид Гайдай.