Кадр из фильма «Убить пересмешника», снятого по одноименному роману в 1962 году. Брок Питерс (слева) сыграл в нем Тома Робинсона, Грегори Пек — Аттикуса Финч

Судьба пересмешника. Почему замолчала Харпер Ли

  • Александр Лосото
  • 26.04.2021

Календарь дает повод напомнить об американской писательнице Харпер Ли — она родилась 95 лет назад, 28 апреля 1926 года.

Ее роман «Убить пересмешника», изданный общим тиражом более 40 миллионов экземпляров, входит в любой список бестселлеров XX века. А снятый по нему фильм с Грегори Пеком в главной роли получил три оскаровские статуэтки и давно признан киноклассикой.

Чем объяснить поистине феноменальный успех этого романа? Безыскусностью повествования, ведущегося от лица шестилетней девочки Джин по прозвищу Глазастик? Легкостью письма, мягким юмором, наконец, детективным сюжетом? Все эти достоинства несомненны. Но важнее оказалось совсем другое.

Публикация «Пересмешника» летом 1960 года совпала с расовыми волнениями в Алабаме, откуда, кстати, родом сама Харпер Ли. Неравенство проявлялось во всем: чернокожие не могли учиться в школах и университетах для белых; их не обслуживали в ресторанах и магазинах; даже в транспорте они были обязаны уступать свое место (с конфликта в автобусе, кстати, и началось движение против расовой дискриминации, быстро охватившее американский юг).

В основе сюжета романа — судебный процесс над чернокожим мужчиной Томом, которого ложно обвиняют в изнасиловании белой женщины. Приговор практически предрешен: жители городка, где царит расовое неравенство, жаждут крови. Защищать Тома берется отец Глазастика, адвокат Аттикус. И его дети остро переживают творящуюся несправедливость.

Роман Харпер Ли идеально отразил злобу дня. И потому стал не только фактом литературы, но и символом борьбы с расовой дискриминацией, радикально изменившей американское общество.

Читатели ждали от яркой дебютантки новых вещей. Но Ли больше ничего не написала, оставшись автором одного романа (в 2015 году, незадолго до ее смерти, вышла книга «Пойди, поставь сторожа», по сути — рабочий материал для «Пересмешника»). Принято считать, что она стала заложницей своего триумфа. Писательница признавалась, что словно стоит на вершине горы и, в какую сторону ни пойди, это будет дорога вниз. Снижать планку не хотелось. А второй такой же прорывной темы не нашлось.

Есть, впрочем, и другое объяснение более чем полувековому молчанию Харпер Ли. В сумасшедшем успехе ее книги велика роль редактора — благожелательной, но требовательной Тэй Холофф. Неслучайно же десяток издательств отказались от «Пересмешника» — сырой текст распадался на отдельные, слабо связанные между собой эпизоды.

И только Холофф разглядела в нем задатки бестселлера. Редактор и автор многократно обсуждали и проговаривали не только развитие сюжета, но и мельчайшие нюансы; несколько раз Ли переписывала роман чуть ли не с нуля. Скорее всего, если бы не встреча с Холофф, мир бы просто не узнал о Харпер Ли.

Нет, она не жила затворницей, как ее соотечественник Джером Сэлинджер, также прославившийся одним романом «Над пропастью во ржи».

Ли просто не участвовала в общественной жизни, избегала интервью. А после перенесенного в 2007 году инсульта перебралась в дом престарелых. Многие даже считали, что писательница давно умерла. «Нет, я еще живая, просто очень тихая», — с тем же мягким юмором, когда-то так полюбившимся читателям, грустно заметила она в предисловии к очередному переизданию романа своей жизни.

Рекомендации