Ровно 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, первый человек — Юрий Алексеевич Гагарин — впервые побывал в космосе. Он доказал всему миру, что такие полеты реальны. С этого самого момента профессия космонавта обрела особый ореол героизма и популярности. С тех пор целые поколения мальчишек с раннего детства мечтали стать космонавтами. Однако получить эту профессию удавалось немногим.
В отряд космонавтов раньше попасть можно было только одним путем: через военное училище. Но сейчас есть и альтернативные варианты.
Как стать кандидатом
В отряд не берут «с улицы». Приглашение выдается самым достойным, здоровым и сообразительным. В начале космической эры был спор — кого посылать в полеты? Оказалось, лучше всего подходят военные летчики-истребители. Они знают, что такое перегрузки и даже состояние невесомости. А ведь именно с перегрузками и невесомостью в первую очередь сталкиваются в полете космонавты. До сих пор большинство кандидатов отбирается из военных летчиков. Так что самый верный путь на орбиту — через военно-воздушные училища по специальности истребителя. При этом надо обладать хорошим здоровьем и заниматься физкультурой. Для желающих есть два вуза: Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А. К. Серова и Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в Воронеже.
Но есть и другой путь. Его проложил наш космонавт Сергей Крикалев. Его отобрали для полетов благодаря работе по специальности инженера-механика по космическому оборудованию. Крикалев окончил Ленинградский механический институт и затем в НПО «Энергия» испытывал приборы для пилотируемых кораблей. Для желающих пойти этим путем есть МАИ, Бауманка и два факультета МГУ — механико-математический и космических исследований.
Третий вариант — стать космическим туристом. Но для этого требуется много денег. Так, полет туристом на МКС стоит 40 миллионов долларов. И просто глазеть по сторонам не получится: в космосе даже туристов загружают работой. Чем занимаются на орбите?
Дела космические
Основных занятий три. Первое — наблюдение за планетами, звездами, галактиками. На земле телескопам мешают туманы, загазованность, отблески огней больших городов, тучи и многое другое. В космосе же можно проводить наблюдения без помех.
Второе занятие — проведение научных экспериментов в условиях невесомости. В разных областях — от материаловедения до биологии живых организмов. Третья обязанность космонавтов состоит в постоянном обслуживании и ремонте космических кораблей и станций. Ведь космос — агрессивная среда, а строить не ломающуюся технику человечество еще не научилось.
Кто нам нужен на орбите
Специалисты отмечают, что, кроме бортинженеров и пилотов, скоро будут востребованы еще как минимум четыре специальности. Во-первых, медики. Среди космонавтов уже сейчас есть дефицит людей с профессиональной медподготовкой. Во-вторых, космические биологи, ведь эксперименты на МКС становятся все важнее и сложнее.
В-третьих, геофизики и геологи для изучения Земли с орбиты и, в перспективе, для поиска и добычи полезных ископаемых на других планетах.
В-четвертых, космическая техника оборудуется все более мощными компьютерами, и на орбитах скоро понадобятся космические программисты.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Георгий Лисицин, старший научный сотрудник Музея космонавтики:
— Основные сложности вызывает сама учеба космонавтов, ведь с момента прихода в отряд до первого полета проходит примерно 10 лет. Все это время космонавты учатся, и для этого надо обладать сильной мотивацией.
Они числятся за Звездным городком и занимаются каждый день. Сначала проходят общекосмическую подготовку и сдают госэкзамен на право называться космонавтами.
Затем общая подготовка в группах — от работы приборов космической станции до океанографии. Плюс парашютная подготовка, навыки выживания, физкультура и стажировки в Центре управления полетами.
ПЛЮСЫ
- романтика космических путешествий
- участие в передовых научных исследованиях
- высокая заработная плата
- почет и уважение в обществе
- тренировки позволяют развить выносливость и психическую стабильность
МИНУСЫ
- большой риск травмирования или гибели от аварий техники
- долгая и трудная подготовка
- вероятность не полететь даже после серьезной многолетней подготовки
- риск неизвестных воздействий космической среды